Аналитика [нефть и газ]

Нефтяные разборки ради газовой скидки

01 сентября 2011 г. Деловой журнал TOPNEFTEGAZ, №5/6 2011

После продолжительной размолвки, угрожавшей подрывом расширяющимся торговым отношениям между Россией и ее южным соседом Китаем, деловой прагматизм на этой неделе возобладал над досадными проблемами с оплатой. Последние несколько месяцев Москва и Пекин вели спор по поводу цен на нефть и задолженности по оплате. В итоге конфликты удалось решить. Или не все?

Речь идет о соглашении по схеме кредиты в обмен на нефть, подписанном в феврале 2009 года. Согласно условиям соглашения, "Роснефть" и "Транснефть" согласились начать поставку нефти по трубопроводу ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан) в объеме 15 миллионов тонн ежегодно.
Взамен они взяли у Китая на постройку трубопровода беспрецедентный кредит на 25 миллиардов долларов в рамках еще более масштабной сделки, предусматривающей поставку в КНР за 30 лет 300 миллионов тонн нефти-сырца.

Пекин говорит, что хочет покупать нефть по цене ниже той, что предлагается на тихоокеанском терминале ВСТО в Козьмино, заявляя, что расстояние до Козьмино от Сковородино, где от ВСТО отходит ветка трубопровода в Китай, составляет 2046 километров, а от Сковородино до китайской границы всего 60 километров. Однако Россия настаивает на том, что тарифы должны быть одинаковыми для обоих маршрутов, и требует, чтобы Китай платил по цене тихоокеанского терминала как минимум первый год. В одностороннем порядке китайская сторона отказалась доплачивать и пообещала обратиться в суд. Идиллия между партнерами оказалась под угрозой.

Долг китайской нефтегазовой корпорации CNPC перед российской компанией «Транснефть» составил более $100 млн, заявлял вице-президент «Транснефти» Михаил Барков. Можно было предположить, что сложившееся недопонимание сторон разрешится само собой. "Транснефть" пригрозила, что сама пойдет в суд, ведь потерянная сумма с каждым днем увеличилась. И тут китайцы не выдержали и начали платить.

Некоторые аналитики говорят, что решение Китая начать расплачиваться по долгам свидетельствует о том, что он мог уступить правовому давлению. «Очевидно, юридические позиции российских компаний оказались прочнее и китайцы решили начать расплачиваться по долгам, - заявил нефтяной аналитик из «Банка Москвы» Денис Борисов. Но некоторые аналитики считают, что все это нефтяное дело было затеяно, чтобы решить газовый вопрос.

На протяжении нескольких месяцев российский газовый монополист «Газпром» предпринимает тщетные попытки заключить с Китаем сделку о поставках газа, поскольку газовые рынки Европы перенасыщены. Согласно проекту соглашения, который обсуждался во время двусторонних энергетических переговоров, Россия будет поставлять 30 миллиардов кубометров газа в год по западному маршруту из Сибири на северо-запад Китая и еще 38 миллиардов кубометров вдоль тихоокеанского побережья на северо-восток страны. Не удивительно, что после решения нефтяного вопроса Россия вдруг заявила, что может перенаправить свои газовые потоки в Азию, если Европа будет артачиться. Признаком предстоящих
изменений стало заявление главы компании PetroChina Цзян Цземиня, который сказал на брифинге в Пекине 19 мая, что стороны почти
завершили технические и коммерческие переговоры по контракту на поставку газа, косвенно намекнув на то, что Пекин больше не настаивает на изменении правил посреди игры.

2708 просмотров

Подписка на новости

2018 2
 

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?