Аналитика [проекты]

Мобильные здания: технологические и конструкторские решения на страже безопасности

17 апреля 2012 г. Деловой журнал TOPNEFTEGAZ, №1/2, 2012

Вагон-дома должны обеспечить нефтяникам не только комфортные, но и максимально безопасные условия проживания и труда. Специфика деятельности вахтовиков, осложненная суровым климатом северных регионов, заставляет производителей мобильных зданий конструировать их с учетом нейтрализации различных негативных факторов. Защитные функции заложены в особенностях выполнения практически всех деталей вагон-домов, а также внутреннего оснащения.
Безопасность эксплуатации мобильного здания обеспечивается множеством факторов. Одним из основополагающих является прочность и устойчивость кузова. В этом плане производители постоянно совершенствуют особенности его конструкции. «Положительной особенностью технологического решения является цельнометаллическая рама вагон-дома, каркас. Характеристикой данной конструкции является способность нести значительные нагрузки во время всего срока службы мобильного здания. Каркас здания обеспечивает устойчивость конструкции к деформациям во время транспортировки и эксплуатации. Наружная обшивка обеспечивает надежную герметичность внутри корпуса. Форма крыши устойчива к внешним атмосферным осадкам (таким как: снег, дождь, град)», - рассказал заместитель директора по производству ООО Завод «Сибмаш» Александр Шушарин. В ООО «Сургут Мебель» отметили, что жесткость каркаса обеспечивает безопасное перемещение вагон-дома в условиях авто дорог и бездорожья. Специальные версии предназначены для авиа перевозок вертолетным транспортом. Особенностью конструкции вагон-домов этого производителя являются вынесенные элементы каркаса, защищающие стены от механических повреждений при перевозках по бездорожью.
В основе мобильного здания, выпускаемого ООО «Партнер-МК», лежит усиленный металлический каркас, который обеспечивает жесткость конструкции в сочетании с легкостью общей конструкции, обеспечивающей легкость передвижения и максимальную безопасность персонала и имущества, находящегося внутри нашего модульного здания. Крыша и дно имеют металлическое покрытие, что также способствует безопасности во время передвижения мобильного здания с одного объекта на другой. Директор ООО «МОДУС Индастри» Петр Кошкин уверен, что лучшая конструкция - та, которая меньше весит и которую может выполнить любой рабочий. «Посмотрите на большинство вагон-домов - их вес на пределе.
Вагон-дом 8 метровой длины не может весить более 5,5 тонн - это грузоподъёмность обычных вездеходных шасси. Наша логика такая - вес каркаса не должен быть более трех, четырех тонн и мы этого достигли. Например, морской контейнер - при весе коробки контейнера в две тонны - грузоподъемность 20! тонн. Время жизни такого контейнера - 10-15 лет, конструкция отработана в 70х годах, эксплуатация очень жесткая. Поэтому мы делаем наши вагон-дома только полностью сварными - крыша, стены, каркас - везде только сплошная сварка. Меньше веса - надежней конструкция, а также меньше затрат на перевозку вагон-дома, на сами материалы каркаса. Но тут важен один акцент - вагон-дом единственное место обеспечения жизнедеятельности на объекте заказчика. Поэтому ничего «придумывать» нового нельзя. Изобретать и проверять да. Но ничего нового, что не проверено практикой», отмечает эксперт.
Мобильные здания, часто используемые в условиях низких температур, должны быть максимально морозоустойчивыми. Поэтому при производстве вагон-домов применяются технологические решения, обеспечивающие повышенную герметичность салона и надежность систем отопления. Так, Сибмаш для утепления мобильных зданий использует базальтовую плиту толщиной до 100 мм, которая кладется по всему контуру вагон-домов. Изготовленная из огнестойкого материала, она является важным звеном для повышения надежности и качества мобильного здания. Есть и другие решения. К примеру, преимуществом мобильных домов «Полярис» является конструкция, исключающая мосты холода, которые ведут к понижению
тепловых характеристик вагон-домов. Также обеспечивают комфортные условия проживания при температуре наружного воздуха +40 - 60 С, добавил Александр Шушарин.

ООО «Сургутмебель» и ООО «МОДУС Индастри» при производстве вагон-домов для их утепления применяет исключительно негорючую минеральную вату на базальтовой основе. Надежность утеплителя подтвержается пожарными и санитарно-гигиеническими сертификатами (копии прилагаются к исходящей документации каждого вагон-дома). Герметичность салона повышается путем укладки гидроизоляционных и пароизоляционных пленок («Изоспан»). Дополнительная герметизация обеспечивается применением монтажной пены и силикона. Морозоустойчивость вагон-дома обеспечивается толщиной утеплителя, применением отопительных приборов внутри вагон-дома. По желанию заказчика дополнительно устанавливается система теплых полов.
«Для теплоизоляции нашей продукции используются только экологически-чистые и негорючие материалы, такие как пароизолирующие и гидроветрозащищающие пленки «Иоспан», а также базальтовая плита «Эковер» толщиной 50-150 мм, обеспечивающие в совокупности, комфортные условия проживания при температуре окружающей среды до - 60°С. Герметичность конструкции обеспечивается изоляцией периметра мобильного здания морозостойкими герметиками. Все применяемые нами материалы адаптированы к использованию при низких и агрессивных условия эксплуатации», рассказали в компании «Парнер-МК». Третий важный фактор безопасности - надежность системы электроснабжения мобильного здания. Все они подключаются к внешним источникам электропитания. По желанию заказчика, к примеру, производители могут, укомплектовать вагон-дом дизельной либо газопоршневой электростанцией. Она может обеспечить как постоянное питание мобильного здания, так и служить резервным источником электроснабжения. Вагон-дома должны быть надежно защищены от возможных возгораний. В ООО «Сургут Мебель» пояснили, что мобильные здания относятся к V группе огнестойкости. Однако им могут быть присвоены группы III-А. Для этого необходимо следующее: пропитка антипирином деревянных поверхностей, наличие системы пожарной сигнализации из дымовых и огневых датчиков, щита контроля и оповещения об угрозе пожара. «Для внутренней облицовки вагон-домов нашего производства применяется только отделочный материал, имеющий сертификат пожарной безопасности. Соблюдается конструкция мобильных вагон-домов по размещению эвакуационных путей при возникновении пожара. Вагоны оснащены первичными средствами пожаротушения, системой автономных пожарных извещателей, устройством защитного отключения», отметил Александр Шушарин. Кроме того, по желанию заказчика вагон можно дополнительно оборудовать пожарной сигнализацией.

«Электрообеспечение и прочие инженерные коммуникации заказчик определяет сам, мы можем только корректировать исходя из нашего опыта. Автономное электропитание мы можем обеспечить любое от 7кВт до 2 мВт на одну ДГУ. Изготовление контейнеров под электростанции это наш профильный бизнес. То же касается локальных станций очистки воды и очистки хозбытовых стоков. Относительно ДГУ важны схемы параллельной работы и автоматического переключения на резерв. Каждое решение зависит от конкретных условий, удаленности, количества рабочих главное надежность автономного энергоснабжения», рассказал Петр Кошкин.

Мобильные здания проектируются с учетом обеспечения максимальной безопасности при транспортировке. Конструкция вагон-домов производства «Сибмаш» рассчитана на их перевозку автотранспортом. Внешний каркас мобильного здания оснащен светоотражающей сигнализацией, также устанавливаются светоотражающие катафоты, габаритные фонари, сигнализирующие выполняемые повороты при транспортировке и осуществлении маневров. Применяется жесткая сцепка с автомобильным тягачом, при помощи дышла, помимо этого устанавливаются страховочные троса для исключения самопроизвольного отцепления мобильного вагон-дома от буксируемого тягача. Для безопасной эксплуатации мобильных зданий в условиях частых дислокаций по бездорожью «Сургут Мебель» применяет в конструкции двойную металлическую раму. «Партнер-МК» дополняет конструкции вагон-домов элементами пассивной безопасности собственной разработки. В компании не раскрывают особенности данного технологического решения, ссылаясь на коммерческую тайну. Обеспечить чистоту воздуха в вагоне, а также защитить его обитателей от возможных внешних негативных атмосферных явлений способны системы приточно-вытяжной вентиляции. По желанию заказчика производители могут установить кондиционеры, сплит-системы либо канальные вентиляторы. Кроме того, к примеру ООО «МОДУС Индастри» использует небольшие хитрости в системе воздухообмена вагончиков: противоветровые козырьки, защита от снега, конденсата. При этом компания старается по минимуму использовать пластик - в основном в коробках вентиляции и самих вентиляторах применяется оцинкованный металл. Вагон-дома должны обеспечивать надежную защиту жителей от возможных ЧС, а также действий злоумышленников. Поэтому производители оснащают их специальными системами охранной или охранно-пожарной сигнализации. «Сургут Мебель» в некоторых типах вагон-домов устанавливает сухо-трубы. «Сибмаш» по желанию заказчика может установить на окна противовзломные решетки, а «Партнер-МК» предлагает также и датчики движения. Кроме того, каждый вагон-дом оснащен металлической железной дверью со встроенным замком высокого класса защиты и глазками для обзора происходящего снаружи.

Эксперты отмечают, что конструкция вагон-дома продумана «на все случаи жизни». «Жизнь вахтовых вагончиков труднопрогнозируемая - сегодня Арктика, завтра Уренгой, далее Сахалин или горы Узбекистана. Дело не в расстоянии или климате - вагон-дома там, где нет дорог. Грунтовки, зимники, волоши, ледяные переправы, переброска вертолётами - часто вагон-дом это «пионер» комфортного жилья на необжитых просторах. Качественные вагоны-дома всегда дороже бытовок и других быстровозводимых зданий - в основном из-за конструкции каркаса», - резюмирует директор ООО «МОДУС Индастри» Петр Кошкин.

ООО «ПСП Металлон» утверждает, что основные требования Заказчика к вагон-домам: комфортность
проживания, пожаробезопасность, приспособленность вагон-домов к частым перевозкам по бездорожью. Задача передовых производителей мобильных зданий состоит в выполнении этих требований и отслеживании потребностей Заказчика в он-лайн режиме…

Письмо с сайта www.metallon.ru: «Я вахтовик, Главный сварщик ХХХ. В вагончике на двух персон, желательно бы спальные комнаты были раздельными, очень неудобно двум людям находиться в таком пространстве. Внесите корректировку в дизайн. Пусть душевая будет по середине вагончика, а спальные комнаты по раздельности. Тогда уберется шкаф под верхнюю одежду. Их можно установить в спальных комнатах на каждого проживающего. Мы проживаем от начала строительства и до конца, а это ни много - ни мало по три года. Спасибо».

7944 просмотров

Подписка на новости

2018 3

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?