Аналитика [оборудование]

Мобильное будущее российского нефтегаза. Обзор рынка мобильных зданий

07 сентября 2012 г. Деловой журнал TOPNEFTEGAZ, №3/4, 2012

Рост цен на нефть и газ привел к началу освоения новых месторождений даже там, где ранее это казалось нецелесообразным. При этом, многие из них не являются гигантами подобными, скажем, Самотлору, что привело к необходимости пересмотра стратегии освоения нефтегазоносных пластов. Если ранее на месте добычи нефти и газа возводились целые города на долгие десятилетия, то сегодня все большую популярность набирают мобиль-
ные здания. Их главное преимущество кроется в названии - мобильность и возможность перебрасываться с месторождения на месторождение. При этом, они позволяют вахтовикам и обслуживающему персоналу чувствовать себя как дома. Журнал «TOPNEFTEGAZ» обратился к крупнейшим производителям этих конструкций с рядом вопросов, чтобы составить картину рынка.

А судьи кто?
Мобильные здания - это разновидность так называемых блочно-модульных зданий, которые для лучшей транспортировки устанавливаются на шасси или сани. Они берут свое начало с армейскихКУНГов. Это тип закрытого кузова-фургона для грузовых автомобилей, состоявших на вооружении Cоветской армии и армий стран Варшавского договора. Широкая распространенность автомобилей с КУНГами в армии и народном хозяйстве фактически сделало аббревиатуру именем нарицательным для обозначения закрытых кузовов вообще. Какое отношение они имеют к гражданским конструкциям? Например, ОАО «Красногорский КАФ» изготавливает спецфургоны для министерства обороны, поэтому изготовление мобильных зданий не вызвало серьезного переоснащения производственных мощностей. Решение по производству и дальнейшее сертифицирование мобильных зданий (кунгов временного проживания) возникло с ростом потребности в данном виде продукции, которая изначально была разработана для министерства обороны. Группа «Техмаш» производит мобильные здания (вагон-дома торговой марки «Ермак») с 2001 года. Производство было начато
в связи с тем, что спрос на данную продукцию превышал предложение на рынке. 15 лет на рынке компания «Металлон», которая начала производство мобильных зданий, проанализировав спрос на рынке. По словам Евгения Костышева, возник дефицит такой продукции, сформировалась потребность в комфортном проживании работника на Крайнем Севере.

ГОСТ СССР

КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Мобильные (инвентарные) здания и сооружения классифицируются по следующим признакам:
• типу мобильности;
• соответствию климатическим воздействиям и нагрузкам;
• функциональному назначению.
1.2. По типу мобильности мобильные (инвентарные) здания и сооружения подразделяются на:
• контейнерные;
• сборно-разборные.
1.3. По соответствию климатическим воздействиям и нагрузкам мобильные (инвентарные) здания и сооружения подразделяются по исполнению в за-
висимости от расчетной температуры наружного воздуха, снеговой и ветровой нагрузок.
1.4. По функциональному назначению мобильные (инвентарные) здания и сооружения подразделяются на виды и разновидности (номенклатуру)
• Производственные
• Складские
• Вспомогательные
• Жилые
• Общественные

Рыночные отношения
При этом, рынок этого типа продукции поистине огромен. По данным группы компаний «Техмаш», сегодня около 200 компаний предлагает мобильные здания в качестве своей основной продукции, из них около 30 крупных и средних. В компании «Металлон» подходят к оценке рынка еще жестче: всего 200 компаний, но всего 3-4 лидера. Антон Косован из компании «Партнер-МК» полагает, что считать нужно по-другому. «На рынке вполне достаточно производителей, но достаточно много и посредников, большинство из которых выдают себя за производителей», отмечает он. В компании
«СКМЗ» говорят, что важно учитывать несколько параметров. Например, региональную составляющую. Так, наибольшее число производителей сосредоточено в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах.

Почему на рынке столько компаний? Дело в том, что это направление довольно прибыльно и востребовано. Новые месторождения - лишь одна из причин роста рынка мобильных зданий. Спрос на это вид продукции растет уже несколько лет, причем основными покупателями являются не только нефтяники и газовики. Есть среди покупателей и частные лица. В компании «СКМЗ» объясняют эту ситуацию: активно развивающийся бизнес нуждается в расширение офисных и производственных площадей, что становится реальной проблемой в силу их ограниченности. Если ранее быстровозводимые здания в модульном исполнении использовались в основном в строительном бизнесе, то в настоящее время их качество и применяемые конструктивные решения позволяют эффективно использовать их и в других сферах, то есть многие компании используют их для восполнения нехватки капитальных строений.

Но, все же, основными потребителями являются добывающие отрасли, чья работа связана с деятельностью в труднодоступных регионах России. По данным группы «Техмаш», положение дел у нефтяников и газовиков находит свое отражение на рынке мобильных зданий. Так,
в период кризиса, спрос сократился примерно в 2 раза, и только сейчас вышел на докризисный уровень. Согласны с коллегами в компании «Металлон», но с небольшими оговорками. По их данным, спрос вырос, если брать в расчет последнее десятилетие, но вот если считать последние два-три года, то ситуация с продажами практически не меняется. «Я бы не сказал, что спрос на вагон-дома растет, скорее, он остается стабильным. Существуют определенные группы потребителей этого продукта, которые берут его всегда или обновляют. Хотя по опыту нашей компании рост интереса к данной продукции есть», утверждает Кулубеков Вадим из компании «Ависта Модуль».

Почему?
Дело в том, что российский рынок, уверены эксперты, находится в неразвитом состоянии. Например, в Европе оборот блок-контейнеров составляет около 80.000 единиц в год. Дело в том, что у них сфера применения модульных зданий невероятно широка: торговля, промышленность, коммунальное хозяйство, аэропорты, военные городки, медицинские центры, вспомогательные помещения в зонах стихийных бедствий, детские сады и школы. При таком многообразии и широте применения, в России сейчас производится лишь 25.000 блоков год, при этом значительную долю рынка занимает продукция крайне низкого качества, к которой изначально не предъявляются повышенные требования, используемая для обустройства строительных площадок, рассказывает Марина Вознюк из компании «Анталл».

Козыри напоказ
Как уже было сказано ранее, основное преимущество мобильных зданий - в их мобильности. Они могут устанавливаться на разных типах грунтов, без фундамента, более легки и дешевы в установке. «Основными плюсами является высокая мобильность, обусловленная тем фактом, что быстровозводимые модульные здания строятся, точнее - собираются, из модульных конструкций, и очевидно, что перемещать отдельные модули таких зданий намного проще, чем все здание целиком (если это вообще возможно). Блоки модульных зданий, изготовленные на заводе, можно транспортировать на строительные площадки стандартным грузовым транспортом: грузовыми автомобилями, поездами или грузовой авиацией. Такие
мобильные временные здания, после разборки и транспортировки в другое место, можно без труда снова собрать на новом месте и быстро ввести в эксплуатацию. Поэтому эти мобильные сооружения не требуют высоких затрат на свое перемещение с места на место, сборку и ввод в эксплуатацию», уверены в компании «СКМЗ». С ними согласен Леонид Рапопорт из компании «Техмаш». По его словам, важно помнить не только о том, что для установки мобильного здания не нужен фундамент, что ускоряет возведение строения, но и то, что такая конструкция устойчива для транспортировки в любых условиях и по любым дорогам. Как вы понимаете, это особенно важно в условиях бездорожья, которое царствует на территории половины страны. Федор Суслов из компании «Красногорский КАФ» отмечает относительную дешевизну по отношению к передвижным жилым модулям на шасси транспортных средств, таких как КАМАЗ, УРАЛ, ТАТРА, ЗИЛ, МЕРСЕДЕС и других. Марина Вознюк из компании «Анталл» выделяет и такой плюс, как высокая степень вариативности будущего здания. В последние годы строительство мобильных зданий стало невероятно популярным. Они могут похвастаться свободной планировкой с произвольным расположением окон, дверей, внутренних перегородок, массой вариантов для внутренней и внешней отделки. По комфорту они не уступают капитальным сооружениям, так как комплектуются всеми системами жизнеобеспечения: электрикой, водоснабжением, канализацией, отоплением, вентиляцией, кондиционированием, слаботочными системами. В зависимости от назначения их оснащают технологическим оборудованием и предметами мебели. Таким образом, можно заказать и собрать мобильное здание на любой вкус и цвет (в данном случае правильнее будет говорить - на любое месторождение и кошелек заказчика).

При этом, есть у мобильных зданий и свой минусы. «Смотря, с чем сравнивать», отвечают производители. Мобильное здание - продукт специфический, потребность в нем зачастую определяется невозможностью или очень высокой стоимостью капитального строительства, временным характером сооружений или другими причинами, требующими применения именно таких технологий. А раз так, то чего-то может не хватать в каждом конкретном случае. Например, здание может промерзать в условиях Крайнего Севера, если при его изготовлении были использованы некачественные материалы. Евгений Костышев из компании «Металлон» отмечает, что тот комфорт, который можно создать в капитальном здании, сложно обеспечить в вагон-доме. Согласна с ним Мария Кочанжи из компании «СКМЗ». О ее словам, минус мобильных зданий в вахтовых поселках только один - они не позволяют создавать единые большие пространства, в отличие от блочно-модульных или каркасно-панельных зданий.
В отличие от капитальных строений, есть у мобильных зданий и свой срок годности, а, точнее, срок службы. Конечно, он зависит от многих факторов, таких, как уровень квалификации обслуживающего персонала и условия эксплуатации.
Средний срок службы мобильного здания при использовании в соответствии с технической документацией и руководством по эксплуатации составляет не менее 10 лет. В среднем каждые три - восемь лет проводится плановый ремонт. Часто срок службы измеряется 15 и 20-летними сроками. Все это стало возможным благодаря появлению новых технологий в производствеблок-контейнеров и модульных элементов. Качественно собранные здания, при производстве которых были использованы новейшие технологии, могут прослужить 40-50 лет. Одна из последних разработок - термопрофиль, широко используемый для возведения каркаса здания. Он представляет собой балку, выполненную из оцинкованного металла, имеющую сквозные продольные канавки, прорезанные в шахматном порядке. Такая конструкция увеличивает теплоизолирующие свойства. Кроме того, он не горючий. Таким образом, по своим характеристикам термопрофиль превосходит брус, который использовался ранее, отмечает Марина Вознюк из компании «Анталл».

Цена вопроса
Мы попытались узнать, какими параметрами должно обладать качественное мобильное здание и какую продукцию предпочитают нефтяники и газовики. Судя по ответам большинства экспертов, компании готовы предложить практически любой тип и комплектацию мобильного здания (например, материалы могут меняться от простой крашеной фанеры и до медицинской стерильной многослойной обшивки),поэтому говорить о среднем варианте не очень правильно. Хотя для нас его описали. Это типовой жилой модуль с возможностью проживания восьми человек, с приготовлением пищи, с помывкой в душе горячей водой, в летнее время года - кондиционирование помещения, в зимнее - отопление. Таким его видят в компании «Красногорский КАФ». Таким же его видят в «Металлоне». «Есть стандартные - типовые вагон-дома. Например, жилые вагончики на 8 мест, сушилки, кухни, столовые, сауны и комната мастера». Интересно, что по наблюдениям «Техмаша», нефтяники и газовики покупают мобильные здания в комплектации, близкой к максимальной, а обычно собирают из них целые вахтовые поселки. В компании «СКМЗ» отметили разборчивость нефтяников: компании нефтегазового комплекса выбирают себе поставщиков мобильных и быстровозводимых зданий, руководствуясь их опытом и возможностью предоставления широкого спектра услуг по обустройству месторождений «под ключ». В производстве модулей для них используются только качественные комплектующие, внедряются новации рынка строительных и отделочных материалов, большое внимание
уделяется созданию комфортного внутреннего пространства, экологической безопасности эксплуатации мобильных зданий. Вадим Кулубеков из компании «Ависта Модуль» говорит, что нефтяники чаще всего предпочитают морозостойкие здания - специфика освоения месторождений у них такая.

Сколько стоят такие здания? Учитывая, что рынок переполнен посредниками, как узнать, что они предлагают заведомо некачественную продукцию, лишь посмотрев на цену? Важно понимать, что цена на мобильные здания формируется из покупных комплектующих, таких как базовое шасси
транспортного средства, фурнитура, входящая в состав изделия, и цены на сырье, из которого произведено здание. По мнению Федора Суслова из компании «Красногорский КАФ», цена на мобильное здание, которое мы описали выше, начинается с миллиона рублей. Продукция данной ценовой
группы соответствует требованиям пожарной и гигиенической безопасности, а так же соответствует ряду стандартных требований и технических характеристик, предъявляемых потребителем к продукции.

Евгений Костышев из компании «Металлон» уверяет, что цена зависит от экономического расчета. Она зависит от комплектации и типа вагона (шасси, рама, сани), погодных условий, где будут использовать мобильное здание. Например, если мы говорим о вагондомесеверного исполнения - ниже 600 000 рублей не стоит и рассматривать, так как иначе вы жертвуете внутренней отделкой и самим качеством зданий. Минимальный уровень - 700 000. Если говорить о строительном вагоне, на раме и без мебели, то дешевле 100 000 рублей вам не должны предлагать. «Ниже 450 000 рублей не стоит покупать вагон-дом. Если он дешевле, можно усомниться в качестве этого продукта», говорят в компании «Ависта Модуль».

Как уверяет Антон Косован из компании «Партнер-МК», если цена на здание существенно ниже среднерыночной, это означает, что производитель сэкономил либо на материалах, либо на квалифицированности персонала. Это два основополагающих элемента, на которых экономить не в коем случае нельзя. В компании «СКМЗ» отмечают, что частот сами заказчики просят что-то убрать, сделать дешевле, ухудшить. Тогда, конечно, цена упадет, но будет ли от этого лучше работникам этого заказчика, которые будут жить в таком здании?
Нас заинтересовал вопрос - при высоких ценах на покупку мобильного здания, есть ли желающие брать их в аренду? Скажем, на несколько месяцев в году? Оказывается, есть и специально для них некоторые компании уже начали использовать эту практику. «Бытовка» в аренду позволит достичь двойной экономии. Сегодня бытовки в аренду - это экономически выгодное вложение. Во-первых, стоимость аренды значительно ниже
стоимости бытовки. Во-вторых, закончив строительные работы, вам не надо задумываться над тем, куда девать ставшую ненужной бытовку. Главное преимущество бытовок - универсальность и мобильность, отмечают в компании «СКМЗ». Согласны с ними в компании «Ависта Модуль»: «Во-первых, клиент экономит время: модули всегда есть в наличии на складе и отгружаются сразу после оплаты; во-вторых, клиент вкладывает деньги в основной бизнес, не тратя их на оборудование, в-третьих, он сам решает, на какой срок эксплуатировать здания».

8843 просмотров

Подписка на новости

 

Нужно ли приватизировать "Роснефть"?