Аналитика [альтернативные источники энергии]

Евро-3 не миновать

12 октября 2012 г. Деловой журнал TOPNEFTEGAZ, №9/10, 2012

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) стоит на своем. В конце августа заместитель руководителя ведомства заявил, что не видит оснований для продления эксплуатации топлива Евро-2 и сроков перехода на Евро-3. Эксперты полагают, что ФАС все же пойдет на уступки, так как нефтекомпании не успевают в срок модернизировать свои перерабатывающие мощности.

«Информации относительно переносов сроков от каких-либо органов власти не поступало. Ранее уже сроки технического регламента переносились. Пока в нашем понимании отсутствуют какие-либо основания для того, чтобы этот срок вновь был перенесен, - цитирует «РБК daily» слова заместителя руководителя ведомства Анатолия Голомолзина.
По словам представителя ФАС, нефтяные компании в рамках реализации своих инвестпрограмм обязаны провести модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и обеспечить выпуск высококачественного топлива к 1 января 2013 г. По словам чиновника, население «должно жить в экологически чистой атмосфере», в то время как выбросы автомобилей являются основным источником загрязнения окружающей среды в крупных городах.


По данным издания «Коммерсантъ», почти все крупные российские нефтяники просят правительство сдвинуть сроки модернизации НПЗ. «Ряд нефтекомпаний обращаются на предмет возможного пересмотра или уточнения четырехсторонних соглашений. Например, «Сургутнефтегаз» обращался, «Роснефть» обращалась. Речь идет о том, что в силу сложностей, связанных с поставкой оборудования, со строительно-монтажными работами, не всегда удается в срок реализовать мероприятия в рамках соглашений»,- цитирует Голомолзина «Интерфакс». Тем не менее в ФАСе не потерпят оправданий. «Компании обязаны изыскать дополнительные ресурсы и сформулировать эти предложения, чтобы была обеспечена гарантия поставок»,- заявил Голомолзин. Для тех, кто не уложится в обещанные сроки, предлагают закупать бензин в Белоруссии, поставлять его из-за рубежа по своп-схемам в обмен на дизтопливо или изыскать возможность выработки дополнительных объемов нефтепродуктов на НПЗ других компаний.
Напомним, что в прошлом году нефтяники добились переноса срока действия регламента. Они также обратились к правительству с просьбами перенести сроки модернизации НПЗ. Обращение было поддержано крупнейшими нефтяными компаниями, такими как «Газпром нефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ, «Башнефть», ТНК-ВР и «Сургутнефтегаз». В результате, в октябре 2011 года все нефтяные компании заключили четырехсторонние договоры
с ФАС, Ростехнадзором и Росстандартом, тем самым изменив сроки эксплуатации дизельного топлива и бензина класса Евро-2.
Сроки эксплуатации НПЗ по классу Евро-2 были пролонгированы до 31 декабря 2012 года, Евро-3 - до 2014 года, а Евро-4 - до конца 2015-го. Срок перехода компаний на топливо уровня Евро-5 так и не был зафиксирован. Отметим, что последний действует в Европе с 2008 года.

Сейчас своими результатами в модернизации производства, по информации РБК, могут похвастаться «Газпром нефть», которая с 1 июля перевела на Евро-5 «Ярославнефтеоргсинтез». «На ЯНОСе переход к производству всего объема автобензинов и дизельного топлива в соответствии с высшим на сегодняшний день экологическим стандартом Евро-5 стал возможен благодаря предшествующей планомерной работе по модернизации производственных мощностей. Широкомасштабная программа технического перевооружения реализуется на предприятии уже более 10 лет. В период с 2002 г. по 2010 г. «Славнефть» инвестировала в развитие завода свыше 1,5 млрд долларов. За это время на предприятии было реконструировано и возведено 17 крупных промышленных объектов, в том числе построен современный Комплекс глубокой переработки нефти, включающий технологические установки гидрокрекинга, висбрекинга и каталитического риформинга», отмечается в официальном сообщении компании.

«Башнефть» также этим летом перешла на продажу автомобильного бензина и дизельного топлива стандарта Евро-5. ЛУКОЙЛ отказался от выпуска топлива стандарта Евро-4 и ниже. «С 1 июля 2012 года все нефтеперерабатывающие заводы ЛУКОЙЛа в России переходят на производство автомобильных бензинов АИ-92 и АИ-95, соответствующих только классу 5 (Евро 5). Выпуск бензинов класса 4 (Евро 4) с этого момента прекращается. «Информации относительно переносов сроков от каких-либо органов власти не поступало. Ранее уже сроки технического регламента переносились. Пока в нашем понимании отсутствуют какие-либо основания для того, чтобы этот срок вновь был перенесен, - цитирует «РБК daily» слова заместителя руководителя ведомства Анатолия Голомолзина.
По словам представителя ФАС, нефтяные компании в рамках реализации своих инвестпрограмм обязаны провести модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и обеспечить выпуск высококачественного топлива к 1 января 2013 г. По словам чиновника, население «должно жить в экологически чистой атмосфере», в то время как выбросы автомобилей являются основным источником загрязнения окружающей среды в крупных городах.

По данным издания «Коммерсантъ», почти все крупные российские нефтяники просят правительство сдвинуть сроки модернизации НПЗ. «Ряд нефтекомпаний обращаются на предмет возможного пересмотра или уточнения четырехсторонних соглашений. Например, «Сургутнефтегаз» обращался, «Роснефть» обращалась. Речь идет о том, что в силу сложностей, связанных с поставкой оборудования, со строительно-монтажными работами, не всегда удается в срок реализовать мероприятия в рамках соглашений»,- цитирует Голомолзина «Интерфакс». Тем не менее в ФАСе не потерпят оправданий. «Компании обязаны изыскать дополнительные ресурсы и сформулировать эти предложения, чтобы была обеспечена гарантия поставок»,- заявил Голомолзин. Для тех, кто не уложится в обещанные сроки, предлагают закупать бензин в Белоруссии, поставлять его из-за рубежа по своп-схемам в обмен на дизтопливо или изыскать возможность выработки дополнительных объемов нефтепродуктов на НПЗ других компаний.

Напомним, что в прошлом году нефтяники добились переноса срока действия регламента. Они также обратились к правительству с просьбами перенести сроки модернизации НПЗ. Обращение было поддержано крупнейши-Первая партия бензина АИ-98 класса 5 (Евро 5) была выпущена на нефтеперерабатывающем заводе «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» в мае 2011 года. Таким образом, ЛУКОЙЛ значительно опережает требования государственного технического регламента по срокам начала производства моторных топлив, соответствующих классу 5. Это стало возможным благодаря реализации широкомасштабной программы модернизации нефтеперерабатывающих заводов, которую активно реализует ЛУКОЙЛ», заявили в пресс-службе компании в июне этого года.

«Стоит отметить, что компаниям сейчас стало выгодно производить топливо более высокого качества, а именно бензины классов Евро-5 и Евро-4. Дело в том, что с 1 июля 2012 года были снижены акцизы на бензин Евро-5 с 6 тыс. 822 руб. до 5 тыс. 143 руб. за тонну, акцизы на бензин Евро-4 остались неизменными. В то же время ставка акцизов на бензины класса Евро-3 была повышена на 6,7 %, класса Евро-2 и ниже повышена на 6,5 %.
Однако модернизация нефтеперерабатывающих мощностей требует значительных инвестиций, и потому не все нефтяные компании успевают завершить модернизацию в установленные правительством сроки. Кроме того сроки модернизации, установленные правительством, требуют от ВИНК значительных инвестиций за короткий промежуток времени, что способно существенным образом уменьшить денежные потоки компаний, и соответственно будет негативно воспринято рынком в плане оценки их деятельности. Поэтому нефтяные компании стараются растянуть инвестиции в модернизацию НПЗ на более длительный период», - говорят Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела Инвесткафе и Юлия Войтович, аналитик Инвесткафе.

«К переходу на производство топлива более высокого качества компании также подталкивает введение налоговой системы 60-66-90, в соответствии с которой экспортная пошлина на темные нефтепродукты выросла до 66 % от пошлины на сырую нефть, сравнявшись с пошлиной на светлые нефтепродукты. Поэтому не исключено, что правительство все же пойдет навстречу компаниям и согласится перенести сроки модернизации», - заключает Юлия Войтович.

Старший аналитик «КапиталЪ Управление активами» Виктор Марков, также уверен, что «вероятность продления существует высокая, поскольку не все нефтяные компании готовы к переходу на выпуск нового топлива, тем более что спрос на Евро-2 еще существует в регионах. Отказ от производства топлива Евро-2 может привести к подорожанию бензина в регионах».

По данным Инвесткафе, всего на российских НПЗ сейчас модернизируются 114 установок вторичных процессов. Нефтяные компании РФ в период 2011-2015 годов планируют инвестировать в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов около 1 трлн. рублей.

7927 просмотров

Подписка на новости

РК 2014
 

Нужно ли приватизировать "Роснефть"?