Аналитика [экономика и финансы]

Прогнозирование инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса Урала

26 октября 2012 г. Деловой журнал TOPNEFTEGAZ, №9/10, 2012

Финансово-экономический кризис 2008-2010 гг. резко дестабилизировал социально-экономическую среду, что повлияло на инвестиционную привлекательность энергетического комплекса (энергоинвестиционную привлекательность) российских регионов. Как показали расчеты, энергоинвестиционная привлекательность большинства территорий Уральского региона за 2000-2011 гг. (рис. 1) имела склонность к понижению.

Это свидетельствует о том, что для создания эффективного комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности ТЭК региона необходимо создание концепции, позволяющей контролировать и своевременно реагировать на изменения в развитии инвестиционных процессов в его топливноэнергетическом комплексе.


Разработка концепции повышения энергоинвестиционной привлекательности регионов потребовала выполнения прогноза энергоинвестиционной привлекательности Урала до 2020 г. (табл. 1) с тем, чтобы определиться с основными ориентирами разрабатываемых программно-целевых мероприятий повышения энергоинвестиционной привлекательности регионов.


Видно, что к 2020 г. прогнозируется рост показателя энергоинвестиционной привлекательности УрФО. Однако темпы роста будут снижаться к 2020 г., причем после 2017 г. ожидается достаточно однородная динамика данного показателя.
Ведущие позиции будет занимать Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Эти территории на протяжении всего прогнозируемого периода будут иметь достаточно высокие ранги по энергетическому потенциалу. Эти лидирующие позиции пока сохраняются благодаря значительным избыточным мощностям.
Однако при недостаточно быстром строительстве новых и реконструкции имеющихся электростанций данные территории могут потерять это преимущество. При сохранении существующих тенденций к 2020 г. прогнозируется снижение значения показателя производства топлива и энергии в Тюменской области. Аналогичная ситуация наблюдается также у Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
В наихудшем положении по всем сценариям находятся Курганская и Челябинская области.
Значение показателя энергоинвестиционной привлекательности Курганской области практически на протяжении всего прогнозируемого периода остается отрицательным.
Челябинская область по энергоинвестиционной привлекательности находится на самом худшем месте. Эта территория является самой дефицитной территорией в УрФО.
К 2020 г. предполагается отрицательная динамика показателя объема производства топлива и энергии в Челябинской области. Даже при развитии по инновационному сценарию, нынешняя ситуация лишь немного улучшится, однако успешное выполнение всех намеченных инвестиционных программ без применения специальных программно-целевых мероприятий маловероятно.
Свердловская область на протяжении всего прогнозируемого периода будет также характеризоваться не самой высокой энергоинвестиционной привлекательностью (рис. 2).


На данной территории отмечается быстрый рост электропотребления промышленностью и неспособность электроэнергетики территории справляться с возрастающей нагрузкой. В ближайшие годы область сможет перейти из категории избыточных по электроэнергии в дефицитные. При сохранении существующих тенденций до 2020 г. будет наблюдаться отрицательная динамика показателя объема производства топлива и энергии.
Имеются серьезные планы ввода новых генерирующих мощностей в Свердловской области. Если они будут реализованы, то Свердловская область во второй половине рассматриваемого периода перестанет быть энергодефицитной и будет энергоизбыточной, однако имеются серьезные основания для пессимизма.

В ходе проведенного анализа энергоинвестиционных проектов данных субъектов видно, что срыв реализации ряда таких проектов отрицательно сказывается энергоинвестиционной привлекательности регионов.
По результатам расчетов видно, что у большинства рассматриваемых территорий к 2020 г. планируется падение уровня инвестирования предприятий электроэнергетики. Это снижение представляет собой существенную угрозу их энергетической безопасности. Это развитие может сдерживаться осторожностью инвесторов, не спешащих с реализацией проектов обновления генерирующих мощностей. Такая осторожность имеет свои причины.
В последние годы инвестиции вкладывались в те секторы экономики, которые обещали их быстрый возврат. Электроэнергетика как одна из самых инвестиционно инерционных отраслей, с большими временными лагами строительства, не является столь привлекательной. Это требует усиления внимания государства к инвестиционному процессу в электроэнергетике как фактору обеспечения экономической и энергетической безопасности и устойчивого развития. Ситуация усугубляется тем, что за 1990-е годы энергостроительный комплекс был не востребован и практически пришел в упадок. В этот период почти не велись крупные работы по проектированию энергетических объектов, что привело к резкому ослаблению проектного комплекса, особенно в части проектирования электрических станций.
Выполненный прогноз общего интегрального показателя энергоинвестиционной привлекательности субъектов УрФО до 2020 г. показывает, что для повышения энергоинвестиционной привлекательности рассматриваемых территорий необходимо привлечение дополнительных инвестиций для развития предприятий ТЭК путем создания механизмов льготного кредитования средствами федерального, регионального и местного бюджетов; осуществления целевых облигационных займов под строительство конкретных объектов; привлечения долгосрочных банковских кредитов, в том числе и кредитов зарубежных банков; обеспечения облегченного режима доступа к лизинговым схемам путем предоставления гарантий со стороны органов власти; привлечения дивидендов акционеров, в т. ч. и государства; применения методов косвенного участия потребителей.

Помимо этого, обеспечение технического перевооружения и ввода новых мощностей на электростанциях, реконструкция и строительство новых электрических сетей на базе новых технологий и современного оборудования.
Для реализации указанных направлений необходимо разработать основные направления концепции повышения энергоинвестиционной привлекательности регионов. Наличие такой концепции позволит получить целостную картину об инвестиционном и энергетическом потенциалах в регионе, о затратах на достижение этих потенциалов и о предполагаемой экономии ресурсов после реализации такой программы.

13636 просмотров

Подписка на новости

2018 3

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?