Аналитика [нефть и газ]

Откуда возьмется дополнительная нефть для Китая?

11 апреля 2013 г. Деловой журнал TOPNEFTEGAZ, №3/13, 2013

Правительство РФ поддержало планы «Роснефти» по росту поставок нефти в Китай минимум на 9 млн т. Пока планы развития нефтепровода ВСТО дают возможность увеличить поставки всего на 1,5-2 млн т. Но, как стало известно «Коммерсанту», уже с 2014 года «Роснефть» может с помощью своп-операций экспортировать в Китай дополнительно 7 млн т нефти через Казахстан. В целом же поставки российской нефти в КНР должны удвоиться, превысив 30 млн т.

Речь идет о сырье для реализации проекта Тяньцзиньского НПЗ. «Пока конкретные параметры не определены, но в любом случае поставки должны быть достаточными для реализации проекта НПЗ - это около 9 млн т, китайская сторона заинтересована в еще большем расширении поставок», - заявил эксперт, добавив, что «конкретные контрактные соглашения могут быть заключены в ближайшие несколько месяцев» (на конец марта запланирован визит в Россию Си Цзиньпина, который должен стать председателем КНР).
Сейчас «Роснефть» вместе с «Транснефтью» поставляет в Китай 15 млн т нефти в год. Соглашение об этом было заключено в 2010 году, по нему до 2030 года должно быть экспортировано 300 млн т российской нефти. Ее стоимость определялась по специальной формуле, которую стороны рассчитали по-разному. В результате в 2011 году CNPC стала недоплачивать за российскую нефть. К концу года сторонам удалось согласовать новые условия: Китай получил от «Роснефти» и «Транснефти» страновую скидку - $ 1,5 с барреля. В 2010 году «Роснефть» также договорилась о строительстве НПЗ в Тяньцзине. Его мощность оценивается в 13 млн т, из которых 9 млн т - российское сырье; инвестиции в проект - $ 5 млрд. В НПЗ у российской компании будет 49 %. Россия передала Китаю проект межправсоглашения по НПЗ в начале декабря.
По нашим данным, поставки дополнительных 9 млн т предполагается вести по трубопроводу ВСТО до порта Козьмино. Но пока мощностей нет - у «Транснефти» есть резерв в 2 млн тонн максимум. Расширение пропускной способности ВСТО запланировано, но будет проходить поэтапно: в 2014-2016 годах дополнительные объемы нефти будут направлены на Хабаровский и Комсомольский НПЗ. По словам представителя «Транснефти», дальнейшее увеличение мощности - вопрос следующих «этапов расширения», конкретики по которым пока нет.
До появления конкретики для увеличения поставок может быть использовано другое направление. Собеседники «Коммерсанта» уточняют, что обсуждается возможность поставок в Китай с начала 2014 года около 7 млн т нефти по нефтепроводу Атасу - Алашанькоу через территорию Казахстана (эта схема не исключает перспективного роста поставок по ВСТО, то есть в целом дополнительные поставки достигнут 16 млн т). Москва и Астана ведут переговоры о том, что «Роснефть» будет поставлять 7 млн т нефти на казахский НПЗ в Павлодаре, а «Казмунайгаз» по своп-механизму отправит столько же нефти в Китай по Атасу - Алашанькоу. Сейчас нефть на Павлодарский НПЗ поставляют почти все крупные российские нефтекомпании - ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР. В других нефтекомпаниях свои планы по поставкам нефти в Казахстан в 2014 году не комментируют. Аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук отмечает, что «Роснефть» давно заинтересована в наращивании экспорта в АТР, в частности в Китай. В компании говорили о намерениях заключения долгосрочных контрактов на поставки, а потребности страны в нефти постоянно увеличиваются, говорит эксперт. Аналитик добавляет, что соглашения об увеличении экспорта могут сопровождаться привлечением от китайской стороны льготных кредитов, как уже было в 2010 году.
В то же время еще недавно резко против экспорта нефти в Китай через Казахстан выступал президент «Транснефти» Николай Токарев. «Это как тришкин кафтан: если мы забираем 5-7 млн т для прокачки через Казахстан в Китай, значит, их откуда-то надо снять. С наших заводов не снимешь - получается, придется снимать с экспорта, - говорил он в интервью «Ъ» в начале февраля. - Это сразу прямые потери: затея обойдется «Транснефти» в 5,5 млрд руб., так как транспортировка пойдет по более короткому пути. В итоге бюджет недосчитается 1,5 млрд руб. Наверное,
нефтяники выиграют, но идея сопряжена с проблемами». Источники «Ъ» в отрасли уточняют, что заместить выпадающие объемы можно и без потерь для прокачки нефти в Европу по трубопроводам - за счет объемов ТНК-ВР (ее сейчас покупает «Роснефть»), экспортируемых морем. Вчера в «Транснефти» от критики казахского проекта воздержались.

16496 просмотров

Подписка на новости

2018 1
 

Нужно ли приватизировать "Роснефть"?