RPI 2019

Аналитика [экономика и финансы]

Новороссийский морской торговый порт: кому достанутся 20%?

11 апреля 2013 г. Деловой журнал TOPNEFTEGAZ, №3/13, 2013

Планы государства сохранить особое участие в деятельности ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (далее - НМТП) после приватизации 20-процентного госпакета говорят о том, что власти решили оставить крупный пакет у «приближенных» компаний. В связи с тем, что интерес к одной из крупнейших стивидорных компаний в Европе огромен как среди российских, так и среди зарубежных инвесторов , попробуем предположить, кому достанется этот крупный пакет и как дальше будет развиваться актив.

Группа НМТП - крупнейший по грузообороту портовый оператор России. При этом непосредственно на порт приходится 15,5 % грузооборота морских портов в стране. Кроме него в группу входит несколько терминалов в Новороссийском порту, один из крупнейших в стране нефтяных портов в Приморске и контейнерная площадка в Калининграде. Все вместе эти предприятия дают 157 млн тонн отправленных грузов в год, что составляет около трети российской морской грузоперевалки. В Европе группа НМТП занимает третье место среди портовых операторов.
Жемчужина группы - Новороссийский порт. Его характеристики уникальны: наиболее глубоководные в регионе СНГ и Балтии морские причалы (максимальная глубина у сухогрузных причалов 13,5 м, у нефтеналивных - 24 м). Такая глубина причалов позволяет НМТП загружать сырую нефть в танкеры дедвейтом до 150 тыс. тонн (максимальный размер танкеров, которым разрешена навигация в проливах Босфор и Дарданеллы). Все это сочетается с удачным географическим положением: Новороссийск - это экспортные ворота страны в страны средиземноморского бассейна, Африки и Ближнего Востока. Не будем забывать о том, что теплый климат позволяет использовать этот порт круглогодично, в отличие от многих других портов России. К тому же, европейские компании с удовольствием пользуются этим проверенным временем портом.
Приморский торговый порт (ПТП), который также входит в группу НМТП, находится на берегу Балтийского моря. Строительство этого порта началось в 2001 году и длилось десять лет. Сейчас это один из новейших портов в стране, основная функция которого - перевалка нефти, полученной от Балтийской трубопроводной системы. Группа НМТП приобрела его в прошлом году у компании «Транснефть», которая через пару месяцев приобрела контроль над…самой группой НМТП.
До 2011 года Новороссийский порт контролировали три российских предпринимателя - Александр Пономаренко, Александр Скоробогатько и Аркадий Ротенберг. В конце 2010 года они решили продать контроль над предприятием. Продажа осуществлялась через цепь сделок. Сначала сам НМТП за 2,15 млрд долларов выкупил у консорциума «Сумма»-«Транснефть» Приморский торговый порт. Для этого НМТП привлек кредит Сбербанка. Вырученные от продажи ПТП деньги «Сумма» и «Транснефть» направили на покупку офшора Kadina Ltd, через который осуществлялось управление активом НМТП.
Зачем этот актив был нужен «Транснефти»? Может быть, подвернулась удачная возможность вернуть нефтеналивной терминал в Новороссийске? Еще в декабре 2009 года президент «Транснефти» Николай Токарев в интервью «Коммерсанту» говорил, что ей было бы интересно вернуть себе нефтеналивной терминал в порту Новороссийска. «Новороссийский нефтетерминал принадлежал «Транснефти», но в 2006 году при весьма сомнительных для нас обстоятельствах его по дешевке продали, - говорил тогда господин Токарев. - Сейчас мы ведем работу по пересмотру этих решений, обсуждаем такую возможность в тесном контакте с новыми владельцами терминала». Господин Токарев тогда даже не исключал продолжения переговоров в судебной плоскости. А может из-за того, что на Новороссийск нацелены многие грядущие проекты транспортировки нефти из Казахстана и Азербайджана. Позднее Николай Токарев отметил, что покупка была осуществлена как «желание иметь долю в инфраструктурных активах, которые создают значительную прибавочную стоимость в логистической цепочке по экспорту нефти».
В итоге группа «Сумма» и «Транснефть» стали владельцами 50,1 % крупнейшего в стране портового холдинга. Сделку прокомментировал премьер-министр РФ Владимир Путин. Инвесторы, по его мнению, должны быть рады новым владельцам: от прихода «Транснефти» порт только выиграет.

Возрастет объем перевалки, а в будущем вырастет и стоимость НМТП. «Это медицинский факт», - резюмировал Путин. Еще 20 % осталось в руках государства, 5 % в руках РЖД, а остальные акции были распылены среди миноритарных акционеров.
Осенью правительство России решило ускорить программу приватизации государственной собственности, о которой неоднократно говорилось ранее, и одним из активов, который подлежал продаже, стали 20 % акций порта. На заседании правительства 25 октября министр экономического развития Андрей Белоусов сообщил, что до конца года «будет завершена предпродажная подготовка Новороссийского морского торгового порта». «Но тут нет еще полной ясности в экономике этого актива, в денежных потоках, и требуется еще завершение проведения соответствующего анализа», - пояснил он. Было объявлено, что до 7 ноября крупный пакет ( на тот момент его стоимость составляла порядка $ 390 млн) будет продан портфельным инвесторам из России, Европы и Ближнего Востока.
Но вдруг все изменилось. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что госпакет акций ОАО «НМТП» в размере 20 %, скорее всего, будет продан стратегическому инвестору. К тому же, сроки приватизации были перенесены. Глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, говоря о продаже госпакета акций порта, сообщал, что приватизация компании из плана на 2012 год, которую правительство не успевает осуществить, перейдет на февраль-март 2013 года. Почему это произошло, и кто может стать акционером порта?
Важно понимать, почему государство решило продавать акции стратегическому инвестору. Это отвечает интересам государства, которое хочет получить достаточно средств и быть уверенным, что стратегическое предприятие продолжает функционировать в нормальном режиме. Будущим совладельцам НМТП придется решать сложную задачу: одновременно сокращать огромный долг (он остался еще со времен прошлых владельцев, плюс увеличивается из-за того, что ак-ции, которые стали залоговым гарантом для «Сбербанка», падают в цене, что приводит к требованиям «Сбербанка» погасить долги и росту пени), инвестировать в инфраструктуру (у нынешних владельцев большие планы - это мы обсудим ниже) и придерживаться адекватной тарифной политики. Хотя долг группы сокращается за счет большого операционного денежного потока, все же он по-прежнему будет влиять на котировки. Смогут ли с этим справиться несколько компаний по одиночке? Вряд ли. Видно, что государству будет выгодно продать эту долю одной компании. Важно, чтобы этот инвестор выстраивал или имел выстроенные отношения с группой «Сумма» и «Транснефтью», которые уже объявили о модернизации порта.
В анонсированной стратегии развития НМТП сразу семь проектов, общая стоимость которых, по предварительным оценкам, составит 1-1,1 млрд долларов. Это должно повысить мощность всей группы на 67 млн тонн грузов в год. Согласно представленной НМТП стратегии развития, группа собирается перейти от специализации по стивидорным компаниям к специализации по производственным площадям с фокусом на высокодоходные
грузы. Так, НМТП хочет усилить свои позиции на рынке контейнеров, зерна и железорудного сырья, грузопоток которых, по оценке группы, в последующем должен расти. Сейчас основной грузооборот компании приходится на сырую нефть. Однако в компании полагают, что модель рынка нефти не является столь перспективной и даже при максимальном прогнозе добычи ожидается избыток перевалочных мощностей.
К 2020 году цифра грузооборота может вырасти на 32-39 %, до 224-237 млн тонн (с учетом разных вариантов загрузки). Главным приоритетом для группы должен стать контейнерный бизнес. На инвестиции в эту отрасль пойдет добрая половина выделенного бюджета. Рост контейнерного бизнеса в Новороссийске в 2011 году составил 44 %. НМТП ожидает, что грузооборот в этом сег-менте к 2020 году вырастет в три раза, и в связи с этим
к этому сроку он намерен построить либо реконструировать четыре терминала: три - на базе порта в Новороссийске и один - в Балтийском порту. Несмотря на некое охлаждение к нефтеперевозкам, в планах компании также реконструкция нефтеналивного терминала «Шесхарис», за счет чего предполагается увеличить его пропускную способность на 15 млн т (до 65 млн т), расширение зернового терминала ОАО «НЗТ» на 2 млн т / год, а также наращивание пропускной способности контейнерного терминала в Балтийске до 400 000 TEU в год. В такой ситуации, инвестор должен быть солидным и нацеленным на продолжение расширения порта, а не только на скорый возврат инвестиций.
Сегодня выдвигается несколько вариантов того, кто может стать этим инвестором. Главным вариантом для многих видится «Роснефть», которая уже, словами Игоря Сечина, предлагала государству продать ей 20 % акций НМТП и 5 %, которые принадлежат РЖД. С этим согласилась и компания «Транснефть». Но сегодня вхождение «Роснефти» лично мне кажется неакутальным. Во-первых, в НТМП четко дали понять, что в дальнейшем не будут делать ставку на транспортировку нефти, а значит «Роснефть» не сможет наращивать объемы, транспортируемые из Новороссийска. Во-вторых, компания сейчас занята процессом покупки ТНК-ВР, и новые активы ей просто ни к чему. Так, для галочки, но это вряд ли одобрят инвесторы, обеспокоенные и без того немалым долгом. В-третьих, компании это просто не нужно: никаких проблем с транспортировкой нефти через Новороссийск у нее нет. Главное, что это выглядит несколько странно. Если мы говорим о приватизации, то сама по себе передача госсобственности другому государственному предприятию - нонсенс.

Написано, что эти акции стоят в плане по приватизации, то есть пакет должен быть передан в частные руки. В ином случае должен работать другой план, который будет называться, например, «перераспределение между государственными субъектами данного имущества».
Нельзя забывать и РЖД. Основная проблема, с которой сегодня сталкиваются на НМТП - отсутствие достаточного количества поездов для перевозки грузов. РЖД не справляется с грузопотоком, ориентированным на Новороссийский порт, и периодически на подъездах к нему случаются пробки из грузовых составов. К тому же железная дорога очень сильно загружена в связи с олимпийской стройкой в Сочи. Недавнее совещание руководства компании, прошедшее в Геленджике, показало, что в монополии понимают эту проблему и постараются ее решить, тем более, что расширение НМТП важно для всех: и монополии, и частных компаний. В такой ситуации кажется странным, что некоторые аналитики говорят о вероятной продаже 5 %, которые есть у РЖД.
Думается, государству следует оставить этот актив у себя либо продать его инвестору, который будет готов вложить средства в модернизацию порта. По информации источников, средства потребуются не только на развитие перспективных направлений бизнеса, но и на амортизацию и ремонт; пока что НМТП предпочитает на этом экономить. Привлечь деньги можно будет лишь за счет увеличения тарифов, либо за счет допэмиссии, которая неизбежно размоет долю нынешних владельцев группы. Как поступить?
На мой взгляд, необходимо продать 20 % не одному, а нескольким стратегическим инвесторам, но с одним условием.
Сейчас в мире стараются разделять перевалку разных грузов. Соответственно, одним из вариантов может стать разделение НМТП на разные виды бизнеса, которые отойдут разным собственникам. Тогда вхождение «Роснефти» под определенные гарантии расширения нефтеналивных мощностей, план по которым может и должен быть прописан отдельно, станет реальным. Совместно с «Транснефтью» компания будет контролировать все, что связано с нефтью (то есть в первую очередь ПТП и нефтеналивной терминал «Шесхарис», вместе это 70 % морского экспорта российской нефти в европейском направлении, а также порт Приморска), а остальными займутся частные компании. Кстати, самой «Транснефти» этот порт может быть не так интересен в будущем - есть информация, что компания хочет превратить терминал КТК под Новороссийском в крупнейший нефтяной порт России мощностью 100 млн т в год. Проект увязан с планом расширения КТК с 33 млн до 67 млн т. Сегодня НМТП перевозит 9 млн тонн нефтепродуктов и около 57 млн тонн нефти. В такой ситуации самой «Транснефти» нет смысла вкладываться в покупку этих 20 %.
Эксперты по логистике подчеркивают, что идущая сейчас консолидация транспортной отрасли осуществляется не по географическому принципу (купить все, что можно, в одной бухте), а по «логистическому»: купить в том порту, где это выгодно. Возможно, будущее за включением частей
НМТП в такие же холдинги - разумеется, при этом потребуются новые механизмы поддержки припортовой инфраструктуры. Но государство, в собственности которого остается самое главное - непосредственно причалы, а также «золотая акция» НМТП, вполне может это отрегулировать.

18322 просмотров

Еще по теме:

Подписка на новости

2018 3

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?