Аналитика [транспортировка]

ФАС разучилась считать?

20 марта 2019 г. www.oilru.com

Под видом заботы о потребителях Федеральная антимонопольная служба выступила с предложением понизить тарифы на транспортировку топлива для РЖД в дальневосточном направлении. Все бы ничего, но забыли посчитать. Предложенные меры никоим образом не облегчат жизнь автолюбителей, сообщает "Нефть России".

«Ведомости» сообщили, что правительство на совещании 7 марта у вице-премьера Дмитрия Козака предложило установить скидку на железнодорожный тариф при транспортировке бензина, дизельного топлива и авиакеросина на Дальний Восток. Для компенсации выпадающих доходов РЖД предлагается увеличить экспортный тариф, по сути - перекрестное субсидирование, против чего ФАС выступала последние 20 лет.

Цель инициативы - сделать поставки топлива в Дальневосточный федеральный округ (ДВФО) выгодными для НПЗ вне региона, создать там дополнительное предложение и сбить оптовые цены на топливо в регионе, пояснил представитель Козака.

Сегодня на Дальнем Востоке самые высокие цены на топливо среди регионов России. По данным ЦДУ ТЭК, в среднем литр дизельного топлива в ДФО стоит 51,76 руб. за литр (46 руб. в центральной России), бензин Аи-95 -48,32 руб. за литр (45 руб. в ЦФО).

Сейчас ДВФО снабжают топливом Комсомольский и Хабаровский НПЗ, расположенные в Хабаровском крае. Комсомольский НПЗ принадлежит Роснефти, а Хабаровский − ННК, которой владеет близкий к Игорю Сечину Эдуард Худайнатов. Топливо на Дальний Восток также завозится из Восточной Сибири с Ангарского и Ачинского НПЗ Роснефти и с Омского НПЗ «Газпром нефти».

Комментируя предложения ФАС, гендиректор «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров заявил: «Только жесткий государственный контроль за ценообразованием по всей цепочке поставок нефтепродуктов может позволить транслировать скидку на железнодорожные перевозки в розничную цену». При этом надбавки к тарифам на экспортные перевозки могут негативно повлиять на погрузку нефтеналивных грузов и планы РЖД по ее увеличению, заключает эксперт.

Более категоричен директор Института развития технологий ТЭК Сергей Воробьев: «По нашим исследованиям, доля тарифов естественных монополий в цене на топливо составляет десятые доли процента. И тут не важно откуда возить и с какими преференциями. Конечный потребитель особой разницы не почувствует. В зависимости от того, как идет сырье - по трубе, жд или автомобилями, разница на колонке составит от 2 до 10 копеек за литр».

Вопрос не в тарифе. Это видно по рынку. Поставщикам топлива и при нынешних тарифах было бы выгодно возить топливо на Дальний Восток. На 15 марта оптовая цена, например, бензина АИ-92 на Петербургской бирже составляет 39,5 тыс. руб. за тонну, а оптовая цена на нефтебазах Владивостока − 52,8 тыс. руб. за тонну.

«Сегодня Хабаровский НПЗ получает сырье по трубе с минимальными издержками, Комсомольский - тащит нефть из Красноярского края за тысячи километров по жд, а цены отгрузки с заводов и соответственно на колонке примерно одинаковые. Вопрос - куда уходит дельта и что мешает сейчас снизить стоимость основным поставщикам», - комментирует ситуацию эксперт ТЭК по Дальнему Востоку Иван Барсумин. Вопрос риторический.

Очевидно, ведомство, прежде чем выходить с инициативой на правительство, должно было скрупулезно подсчитать экономический эффект новаций. Видимо, не задалось. Это уже вторая странная инициатива службы на тарифном поле за сезон. Три месяца назад ФАС выступила с не менее спорным предложением - ввести эталонный тариф. Эксперты тогда весьма нелестно откомментировали «эталон». И вот опять.

Впору спросить - как они считают? Компетентны ли вообще в математике естественных монополий клерки Артемьева? Особенно пикантно на этом фоне выглядят последние планы ННК о строительстве еще одного НПЗ в Хабаровске.

Видимо с маржей у переработчиков все в порядке, если еще ФАС поможет с тарифами на транспортировку, вопросы совсем отпадут. Правда, непонятно, что всё-таки делать с ценами на бензоколонках.

1059 просмотров

Подписка на новости

2018 1
 

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?