Аналитика [нефть и газ]

Нефть Нур-Султана до Минска не дойдет

06 ноября 2019 г.


Тема альтернативных поставок нефти из Казахстана в Белоруссию неделю не уходит из публичного поля. Вчера о подготовке соглашения о поставках между двумя республиками как о решенном деле вновь сообщил заместитель министра энергетики Казахстана Асет Магауов. Правда, об этом же еще 25 октября говорил и сам министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев. Стороны на «100% согласовали» документ о поставках в Беларусь казахстанской нефти и нефтепродуктов - заявлял он. Минск рассчитывает на поставки 3,5 млн тонн нефти в год. Соглашение еще должно пройти процедуры внутригосударственных согласований.



Однако тогда казахский министр дополнительно сообщил и о том, что превращает договор в пустышку: 1) белорусской стороне предстоит провести переговоры с частными нефтедобывающими компаниями - прежде всего, работающими на Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане. Статус «частника» этим компаниям дают американские акционеры 2) определиться со способом транспортировки.
Проблема для Минска в том, что упомянутые казахским министром месторождения не имеют соединения с общей системой российских нефтепроводов. Сырье с этих месторождений экспортируется по отдельной трубе Каспийского трубопроводного консорциума в Новороссийск, где загружается в танкеры в порту Южная Озереевка.

Жесткое ограничение числа месторождений, с владельцами которых белорусам «предстоит провести переговоры», исключает самый дешевый вариант транспортировки казахстанской нефти − через нефтепровод Атырау-Самара и далее по системе «Дружба». Причина простая: нефтепровод Атырау-Самара хоть и работает на половине своей мощности - через него в год перекачивается 7,0-7,7 млн тонн нефти - но вся эта нефть законтрактована через долгосрочные договоры, а экспортные пошлины на нее жестко привязаны к наполнению бюджета республики. Государственная компания Казмунайгаз добывает не более 10 млн.т в год и лишних ресурсов для помощи «двоюродному братскому народу Белоруссии» у него нет.

Республика за прошедшие десять лет последовательно сокращает экспортные объемы, идущие через систему Транснефти. Если еще в 2010 году Казахстан отправлял в дальнее зарубежье через российские трубопроводы около 20 млн тонн нефти, то к концу 2019 года эти объемы усохли до примерно 16,5 млн тонн при отрицательном тренде. За это время совсем прекратились прямые поставки в Польшу и Словакию. А объемы прокачки через Новороссийск сократились с почти 13 млн тонн в 2011 году до примерно 7 млн, и Усть-Лугу - с 10 млн в «пиковые» 2015-2016 гг. до 8 млн тонн в 2018 г. Основные объемы нефти из Казахстана экспортируются теперь через трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК)

Поэтому когда заместитель председателя концерна «Белнефтехим» В. Сизов сообщает, что об экспорте казахской нефти придется договориться с «Транснефтью», это не более чем лукавство и задел для того, чтобы потом обвинить Россию в срыве переговоров с Казахстаном и появлении очередного повода требовать увеличения тарифа прокачки по Белоруссии.
Не видно и причин, по которым американские компании, добывающие нефть на упомянутых казахстанских месторождениях, станут спонсировать режим «батьки», продавая ему нефть по цене ниже рыночной. Это в Украине идет перестройка режима под оккупацию НАТО. Но даже «под НАТО» американский частник денег не дает. А в Белоруссии власть придерживается других принципов…
Не выгодны поставки и правительству в Нур-Султане. Казахстан и Беларусь входят в ЕАЭС, поэтому на Беларусь распространяется освобождение от экспортных пошлин на нефть, которая составляет в Казахстане $65 за тонну ($8,9 за баррель). Теоретически белорусские власти могут «попросить» американцев «в целях соблюдения прав человека» продавать нефть Белоруссии с такой скидкой, тем более что «батька» клялся не заниматься реэкспортом нефти. И здесь возникает вторая проблема − цена доставки.

Танкеры из Южной Озереевки (конечный пункт КТК) могут разгрузиться в портах Одесса и "Пивденный", через них поставляет нефть и нефтепродукты Азербайджан. Но перевалка в Одессе стоит около $2 за баррель, прокачка по трубе Одесса-Броды обойдется еще в $10. При этом труба от Одессы до Брод сейчас пустая! Чтобы ее заполнить технологической нефтью нужно 600 тыс. т сырья на сумму $262,8 млн (при $60 за баррель). К тому же неизвестно, как поведет себя нефтепровод, простаивающий с октября 2013 года. За семь лет в отсутствии финансирования там многое могло придти в неработоспособное состояние.
Белоруссия уже пыталась качать нефть через Одессу после того, как в 2010 году Москва предложила продавать Минску 6 млн тонн нефти, необходимых для удовлетворения внутреннего спроса республики, по льготным ценам, а остальные 18 млн тонн - по мировым. Лукашенко расценил такой шаг как «недружественный» и договорился о поставках с Каракасом. С мая 2010 по июнь 2012 года в Беларусь было якобы поставлено 3,4 млн тонн венесуэльской нефти. Данные о реальных поставках ограничены информацией об одном танкере. А нефть с него транспортировалась по железной дороге. (На сегодня это дороже «трубы» примерно в 1,5-3 раза. К тому же состояние ж/д Украины нынешним президентом этого государства определено как катастрофическое.)

В этот же период Белоруссия попыталась закупать нефть и у Азербайджана. К декабрю 2011 года здесь образовалась переплата в $ 415,4 млн.
Договор с украинцами был подписан на прокачку 4 млн тонн, но после того, как в декабре 2011 года Беларусь подписала выгодное для себя соглашение с российскими компаниями, нужда в альтернативной нефти для Беларуси вообще отпала. Белорусская сторона поблагодарила украинских партнеров «за то, что совместными усилиями мы смогли обеспечить транспортировку нефти». Однако в настоящее время белорусские НПЗ полностью загружены за счет поставок российской нефти, и она обходится значительно дешевле, констатировал экс-зампредседателя концерна «Белнефтехим» Владимир Волков. Никаких компенсаций за «не прокачку» украинцы очевидно не получили.

В августе 2016 г. Минск снова попробовал закупать казахстанскую нефть. До июня 2017 г. Белоруссия купила 108,6 тыс. т сырья на общую сумму $33,7млн. За эти 11 месяцев Минск потратил на $4,8 млн больше, чем отдал бы при закупке в тот же период аналогичного объема российской нефти.
В первом полугодии 2019 года Россия поставила в Белоруссию 8 млн тонн нефти. В первом квартале разница стоимости нефти для стран дальнего зарубежья и «союзного государства» составила $80,5 за тонну, а о втором - $ 94,8. В результате выгода от закупок нефти на беспошлинной основе составила для Белоруссии $693,8 млн.
Будучи прекрасно знакомы с историей закупок Минском нефти «не у России», казахские чиновники и послали Лукашенко договариваться с американцами. Тем более, что Россия в 20 году собирается осуществлять в Белоруссию поставки по схеме 19 года. Т.е. оба белорусских НПЗ будут обеспечиваться сырьем на 100%.

Илья Надточей, эксперт Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК)

Автор иллюстрации:
www.facebook.com/igor.usachov.9

253 просмотров

Еще по теме:

Подписка на новости

2018 3

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?