Аналитика [транспортировка]

Тарифный ответ «Транснефти»

20 мая 2020 г. Фонд энергетических перспектив

«Транснефть» ответила на претензии главы «Роснефти» Игоря Сечина, пожаловавшегося президенту на рост транспортной составляющей в цене нефти. Как утверждает компания, её тарифы и без того занижены, в то время как нефтяные компании пользуются широкими налоговыми льготами и могут получать сверхприбыли при благоприятной рыночной конъюнктуре. В данной ситуации справедливо было бы не снижать тарифы «Транснефти», а, напротив, повысить их до рыночного уровня. Это позволило бы компании без проблем финансировать инвестпрограмму и увеличить выплаты дивидендов, большую часть которых получает государство.

Обсуждаемое снижение тарифов «Транснефти» приведет к увеличению доходов частных акционеров нефтяных компаний за счет государства, подсчитали специалсты компании. Транспортная монополия выплачивает государству 78,6% всех дивидендов. Для добывающих компаний эта доля не превышает 48% («Газпром нефть»). Эффективная доля государства в дивидендах «Роснефти» составляет всего 22%. В частных нефтяных компаниях, таких как «ЛУКОЙЛ» или «Сургутнефтегаз», всю прибыль получают частные акционеры. Из каждых 100 рублей чистой прибыли частные акционеры нефтяных компаний получают около 42 рублей, государству достается лишь 14. «Транснефть» же платит государству от 40 до 79 рублей.


«С учетом структуры акционеров в нефтяной отрасли, целесообразно не понижать, а повысить тарифы «Транснефти» до рыночного уровня, чтобы нивелировать искусственный дисбаланс, возникший в отрасли, - говорится в презентации компании. - При таком повышении «Транснефть» могла бы увеличить выплаты государству и направлять 50-75% чистой прибыли на дивиденды.
Добывающие компании и «Транснефть» находятся в несопоставимых условиях. Как отмечал в ходе конференс-колла в конце апреля первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин, тарифы компании и так предельно низки: $0,89 на тонну на 100 км при среднем по сопоставимым компаниям значении $2,3. Из-за этого прибыль и стоимость акций «Транснефти» за 2016-2019 годы упали (на 23% и 33% соответственно), тогда как у нефтекомпаний эти показатели существенно выросли.


Одновременно нефтяники широко используют налоговые льготы, которые предоставляются им при освоении новых месторождений. За последние пять лет удельная доля месторождений, пользующихся льготами, в общей добыче, увеличилась фактически вдвое. Общий объём налоговых льгот, полученных производителями в 2029 году, составил, по оценке Минфина, 1,6 трлн рублей.

«Транснефть», в отличие от добывающих компаний, не теряет доходов при неблагоприятной конъюнктуре, но и не получает дополнительной прибыли в случае роста нефтяных цен, говорит аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Поэтому перекладывать не неё коммерческие риски производителей несправедливо, заявил "Ъ" советник главы «Транснефти» Игорь Демин. Он отметил, что затраты компании на поддержание работоспособного состояния трубопроводной системы не зависят от цены на нефть. При этом инвестпрограмма уже сейчас недофинансирована, и, если тарифы будут снижены, «Транснефти» придется просить субсидий на закупку труб, электроэнергии и выплату зарплат, также она не сможет выплачивать дивиденды на требуемом Минфином уровне (50% от скорректированной чистой прибыли).

Автор: Фонд энергетических перспектив, заместитель директора Данила Архипов
«Тарифы «Транснефти» рассчитываются на основе затрат по формуле «инфляция минус» и утверждаются Федеральной антимонопольной службой, при этом в расчёты закладыватся практически нулевая маржа, рассказал ИРТТЭК партнер компании ResEnergy Михаил Крутихин. «Насколько я знаю, ничего лишнего там нет. Это мнение не начальства, а экспертов, которые внимательно следят за ситуацией», - отметил эксперт. В последние годы ФАС стабильно понижает уровень индексации. Тарифы на 2019 год служба разрешила повысить на 3,87% (годом ранее - на 3,95%), а на 2020 год - только на 3,4%.

1090 просмотров

Подписка на новости

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?