Аналитика [нефть и газ]

Товарищи ученые, вас обманули!

26 июня 2020 г. Topneftegaz.ru

Мы не могли не обратить внимание на псевдо-научный материал, а именно на презентацию: "Тарифы на трубопроводную транспортировку нефти. Материалы для обсуждения".

К сожалению, с «доверчивыми» учеными «Роснефть» (РН) сыграла злую шутку. Понятно, что они опирались на исходные данные предоставленные этим заказчиком (РН), но мы то знаем, что эти данные необъективны и не отражают истинное положение дел.

В результате «уважаемые» ученые вместо объективного разбора ситуации, сыграли под дудку РН и выдали материал, полностью ангажированный под заказчика (понятно, что недостаток финансирования отечественной науки вынуждает браться за любые темы, пусть даже далекие от основной деятельности института).

Материалы презентации содержат 6 слайдов (включая титульный лист, на котором указано, что она выпущена Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН) и характеризуется хлесткими заголовками.

Рассмотрим содержательную часть:

Слайд 2 - Резкое падение доли новых проектов ставит вопрос об обоснованности высокого тарифа на прокачку нефти

На деле - на слайде приведены данные, иллюстрирующие падение доли новых проектов в инвестициях Транснефти.

По сути картинка банальна до уровня «капитана очевидности», только старушки-пенсионерки не знают, что ПАО закончила эпоху строительства глобальных и региональных нефтепроводов, назначение которых обеспечивать транспортировку нефти, добываемой нефтяными компаниями, именно для их нужд и были построены БТС-1,2, ВСТО-1,2 …

Специалистам понятно, что поддержание инфраструктуры транспортной компании, каковой по сути является Транснефть, требует вложений, ввиду того, что подходят нормативные сроки ремонтов, замены линейной части, резервуаров, прочего оборудования. С учетом расширения системы транспортировки ясно, что объем таких средств должен возрастать, да и инфляционный фактор необходимо учитывать. Как никак с 2006 году ИПЦ вырос в 2,96 раза, ИЦПП - в 3,16 раза.

Слайд 3 Доля Транснефти в распределении доходов все время растет

Подзаголовок гласит - В каждый период падения цен на нефть Транснефть начинала забирать в свою пользу всё более высокую долю ренты. Всего за 2006-2019 гг. доля Транснефти выросла с 5% до 10%

Какая оригинальная трактовка - оказывается вся нефтяная отрасль работает для того, чтобы Транснефть забирала у нее ренту. Оригинальная трактовка - ученые, оказываются, не знают, что мы оказываем транспортные услуги, что мы не занимаемся ни добычей, ни реализацией нефти. Итак, мы не получаем никакой ренты, мы получаем деньги за выполняемую работу - за доставку партий нефти от пункта приема в систему магистральных нефтепроводов до пункта сдачи конечному получателю. И эта выполняемая работа (в денежном выражении) никоим образом не зависит от стоимости транспортируемой нефти.

Посмотрим теперь на приводимые цифры, тут наши партнеры из РН вооружают ученых подкрученными данными. Так, на самом деле в настоящее время (2020 год) средний тариф составляет 1,635 тыс. руб/т (а не 2,4 тыс. руб/т). Соответственно и все остальные цифры, которыми вынуждены оперировать товарищи ученые далеки от правды…

Как правило специалисты оценивают вклад транспорта его долей в цене реализуемой нефти, причем обычно, за годовой период. Еще при переходе на работу Транснефти по тарифам в 1992 году Минтопэнерго был разработан временный порядок применения тарифов, согласно которому допустимой считалась стоимость транспортировки нефти в 10% от стоимости реализуемой нефти. Впоследствии этот порядок был отменен, однако этот уровень соответствует критериям мировой практики.

Следует обратит внимание, что даже по данным РН, предоставленных институту, за период с 2006 года 10% планка превышена не была. Что касается 2020 года, то сегодня доля тарифа Транснефти (1635 руб/т) в цене нефти за период январь-июнь составила по факту 8,3% в этой связи - заявление о превышении 15% является недостоверным, вводящим в заблуждение общественность.

Еще интереснее подход, согласно которому ученые отождествили государство и нефтяной сектор. Понятно, когда об этом нам говорят с Софийской набережной, но товарищи ученые, позвольте напомнить строки Маяковского (применительно к Роснефти и Транснефти) - «кто матери-истории более ценен… мы говорим Ленин (Роснефть), подразумеваем Партия (Транснефть) … или наоборот…

Простое сравнение доли государства в Транснефти и Роснефти, позволяет установить, кто более ценен, а уж про частные и независимые нефтяные компании и говорить не приходится! По существу, Транснефть, доля Российской Федерации в уставном капитале которого в настоящее время составляет 78,55%, выступает в качестве проводника государственной политики в нефтяном секторе и является одним из основных инструментов, с помощью которых государство осуществляет косвенное управление этим сектором национальной экономики.

Слайд 4 - Транснефть не несет рисков падения цен на нефть, хотя является субъектом нефтяного рынка

По сути рассматриваются доходы разных субъектов от экспорта нефти из России в 2020 году (в зависимости от цены Urals) и иллюстрируется, что при низких ценах на нефть страдают «бедные» нефтяники и государство, в то время как доход Транснефти не меняется.

Обращает на себя грубая ошибка - указано, что доход Транснефти от оказания услуг по транспортировке нефти на экспорт в 2020 году составляет свыше 500 млрд.руб. Это не соответствует действительности. Выручка Компании за указанные услуги существенно ниже.

Хотелось бы сразу определиться, что основным конфигуратором нефтяного рынка в нашей стране выступает государство. Оно определяет налоговую нагрузку отрасли, регулирует доступ к природным ресурсам, инфраструктуре, экспортным поставкам. Им устанавливаются особые правила по управлению государственным имуществом и осуществляется регулирование цен (тарифов) на услуги так называемых субъектов естественных монополий (к коим отнесена Транснефть). В этой связи риски падения цен на нефть распределяются между основными субъектами рынка - производителями и потребителями. Господа нефтяники - это ваши риски, это вы добываете нефть, чтобы ее продавать и получать прибыть, это специфика вашей деятельности. Дело Транснефти доставлять вашу нефть до потребителей, и выполняемая товарно-транспортная работа ни коим образом не зависит от стоимости транспортируемой нефти, как не зависят от стоимости нефти и ресурсы, потребляемые Транснефтью для организации транспортировки. Очевидно, что в отличие от организаций нефтяного сектора, доходы предприятий, производящих оборудование, машины, продовольствие, электроэнергию, предметы потребления и т.п., а также оказывающих различные услуги, не зависят от котировок цен на нефть.

Что касается Транснефти, то у нее достаточно своих рисков с которыми она работает, среди которых: государственное регулирование тарифов на транспортировку нефти; невыполнение клиентами обязательств и планов по объемам сдачи и/или направлениям транспортировки нефти; транзитные риски и пр.

В итоге государство определяет расценки транспортной работы Транснефти, которые и формируют ее доход, который должен обеспечить возмещение экономически обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг по транспортировке нефти, включая налоги и иные обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемому виду деятельности.

Слайд 5 К примеру, нефтесервис умеет подстраиваться под ценовую конъюнктуру

Абсолютно провальный слайд не имеющий никакой связи с заявленной целью по тарифам. Товарищи пытаются сравнить бизнес нефтесервисных компаний с Транснефтью, чего здесь больше неграмотности, или желания заработать. Еще раз, Транснефть не нефтесервисное, а транспортное предприятие, работающее по установленным государством расценкам.

Риски же и законы нефтяного рынка следует соблюдать таким участникам как производители и потребители нефти, нефтеперерабатывающие заводы, трейдеры оптовой торговли, операторы, ведущие розничную торговлю, нефтесервисные компании, хэджеры, сюрвееры и пр.

Слайд 6 (заключительный) Рост доходов Транснефти на фоне сырьевого кризиса и ухудшения финансовых результатов нефтяных компаний

Сравнение нефтедобывающих российский компаний с нефтетранспортной Транснефтью не показательно, более того, поквартальное сравнение ни чистой прибыли акционеров, ни EBITDA вообще не является показательным (основа - годовые данные). Это очень важно, тем более что и тарифы государство устанавливает на год, это и должно являться основой для сравнения. Деятельность Транснефти по транспортировке нефти находится в сфере государственного регулирования (в отличие от частных или полу-частных нефтяных компаний), именно государство определяет сколько доходов должна иметь Транснефть и куда направлять дивиденды.

Попытка подтянуть и сравнить показатели нефтетранспортной компании Транснефть с нефтедобывающими компаниями не поддается никакой логике (кроме как заработать). Транснефть - по своей сути является перевозчиком, и выполняемая ею товарно-транспортная работа стоит столько сколько она стоит!

19731 просмотров

Еще по теме:

Подписка на новости

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?