Интервью с Мартыновым Александром Васильевичем, председателем Пермской территориальной организации Нефтегазстройпрофсоюза РФ – «Устранение противоречий внутри Профсоюза – основная задача»

Интервью

Источник:  Topneftegaz.ru

В чем, на Ваш взгляд заключается основная задача НГСП на ближайший период?

Если мы говорим о периоде до конца текущего года, то, естественно, на первый план выходит результативное проведение V Съезда Профсоюза, принятие поправок в Устав и программных документов на следующий срок полномочий Российского Совета. Не менее важным является и заключение Отраслевого соглашения на 2011-2013 годы. Комиссии Российского Совета по подготовке названных документов работали более года. Работа над этими документами проходила неоднозначно. Присутствовали споры, дебаты, продавливание тех или иных предложений – это нормальный рабочий процесс. Главное, что по большинству вопросов нам удалось прийти к относительному консенсусу, теперь стоит задача, чтобы наработки комиссий были приняты делегатами съезда.

Какие у вас взаимоотношения с администрацией Пермского края? Удается ли сотрудничество в области социально-трудового законодательства, учитывая, что профсоюз лишен права законодательной инициативы?

Прямых контактов территориальной организации НГСП с правительством Пермского края было не так уж много. В основном они касались участия представителей Правительства в конференциях или заседаниях комитета территориальной организации по вопросам, решение которых в той или иной степени зависимо от действий Правительства. Так, мы совместно провели научно-практическую конференцию, связанную с реформой местного самоуправления, провели Пленумы по вопросам охраны труда и экологической безопасности, по Программе газификации края. Иногда проводим консультационные встречи по проектам законов, вносимых в Законодательное собрание.

Сотрудничество в области социально-трудового законодательства, как с Правительством края, так и с Законодательным собранием происходит в рамках регионального соглашения, заключаемого Объединением организаций профсоюзов «Пермский крайсовпроф».

В большей степени взаимодействие с Правительством края происходит в рамках трехсторонней комиссии, членом которой я являюсь. По-разному складываются ситуации в зависимости от остроты вопроса. В этом году пришлось «продавливать» принятие пакета документов по детскому отдыху, серьёзные разногласия имеем в оценке последствий введения НСОТ в бюджетных организациях, по минимальному размеру оплаты труда, по потребительской корзине. Более-менее конструктивно проходит рассмотрение вопросов занятости населения, обеспечения безопасности труда.

Взаимодействие с Законодательным собранием проходит с использованием различных форм: прямые контакты с депутатами, лояльно относящихся к профсоюзам, участие в заседаниях профильных комитетов ЗС, включение представителей профсоюзов в составы рабочих групп по подготовке проектов законов.

Рабочие встречи председателей краевых организаций профсоюзов с представителями Правительства края и депутатами ЗС в последнее время приобретают регулярный характер.

Как в Вашей области строятся взаимоотношения с МПО, не возникает ли спорных ситуаций?

Проблемы взаимоотношений организаций МПО с территориальными организациями в большей степени надуманы и создаются искусственно. В большинстве своем возникающие противоречия базируются на перетягивании «рублевого одеяла» между разными уровнями сложной структуры Профсоюза.

В 2004 году на внеочередной конференции нам удалось договориться о принципах взаимодействия с организациями МПО и, до сего дня, мы придерживаемся этих принципов. На территории у нас общие интересы. Нам важен имидж Профсоюза в крае, его влияние на уровень социальной защищенности не только работников, но и членов их семей, нам одинаково важно как функционируют системы здравоохранения и образования, как развивается инфраструктура жизнеобеспечения. Координирующую функцию формирования информационных потоков по этим составляющим условиям жизни выполняет аппарат территориальной организации. На сегодняшний день в территориальной организации более 85 % членов Нефтегазстройпрофсоюза состоят на учете в организациях МПО. Поддаться амбициям? Кому от этого станет лучше?

В последнее время работодатели в связи с нестабильной финансово-экономической обстановкой проявляют активность для инициирования процедуры внесения изменений и дополнений в коллективные договоры. Характерна ли эта ситуация применительно к Вашему региону?

К сожалению «да». Спад экономики в Пермском крае в кризисный период 2008-2009 годов ощутили все и предприятия, и люди. Реальные доходы работающих снизились на 10-25 %, а то и больше, вклады в банках остались только у богатых людей. По стоимости жизни Пермский край один из самых дорогих регионов Приволжского округа. Миграционный поток не в нашу пользу.

Возникали ли в последнее время ситуации, когда вашим коллективам приходилось прибегать к крайним мерам (забастовки, голодовки) в случае, например, систематической невыплаты заработной платы?

Да, предзабастовочная ситуация возникала в ОАО «Кунгурский машиностроительный завод» в конце 2009 года. Систематическая задержка выплаты заработной платы доходила до 3-х месяцев. Переговоры с работодателем результата не давали. Пришлось к разрешению конфликта подключить Рострудинспекцию, Прокуратуру края, направили обращения в Правительство края и к Губернатору с просьбой рассмотреть ситуацию на заседании краевой антикризисной комиссии. До рассмотрения вопроса на краевой комиссии дело не дошло. Массированное давление на работодателя завершилось погашением долгов по зарплате, более того, значительной части работников основного производства были проиндексированы тарифные ставки. Пока, ситуацию в коллективе можно оценить, как относительно стабильную.

Ещё летом вы выбрали делегатов для участия в V Съезде Нефтегазстройпрофсоюза РФ. Что Вы ждете от этого мероприятия, какие актуальные для вас вопросы планируете обсудить?

Жизнь и работа в профсоюзе более 30 лет научили меня реально подходить к ожиданиям. Главное, что нужно сделать на съезде - это устранить причины, порождающие противоречия внутри Профсоюза. Эти противоречия не просто мешают нормальной работе, а зачастую тормозят развитие, отвлекают от выполнения основной миссии Профсоюза.

Следующее, не менее важное направление, над которым следует серьёзно поработать, - это переформатирование мышления членов профсоюза, мышления наемного работника как «раба судьбы». К сожалению, значительная часть членов профсоюза мыслит категориями покорности, смирения с несправедливостью. Отсюда вытекает пассивность большинства. Нередко приходится слышать: «Что, мне больше всех надо? Я вам плачу взносы, вот и защищайте мои права». Решение задачи сводится к тому, что мы должны помочь членам профсоюза побороть страхи, вложить в их головы сознание, что они имеют не только «права», но ещё имеют и «обязанности», которые сводятся к защите своих же собственных прав.

Лев Алексеевич объявил в качестве одной из главных целей создание единого информационного пространства в рамках НГСП. Согласны ли Вы с подобной расстановкой приоритетов и насколько информационная база необходима для Вашей работы?

Безусловно. На сегодня приоритет информационной работы важен не столько для формирования полноты информационных потоков, освоения новых IT технологий, это важные составляющие процесса, однако, первостепенное значение в информационной работе сохраняется за идеологической составляющей. Все мы прекрасно понимаем, кем и как реализуются программы по манипулированию «общественным сознанием». За последние 20 лет наемные работники познали «прелести» жизни в условиях власти капитала, сегодня же в трудовые отношения начинают вступать и те, кто родился в начале 90-х. Именно на них мы должны направить идеологию профсоюзов.

Кроме того, нельзя упускать из виду еще одну составляющую информационного пространства – информационные технологии стали не просто самостоятельным видом бизнеса, а все более приобретают фактор наибольшего влияния на экономику государств и корпораций.

В каких аспектах, по Вашему мнению, центральному аппарату профсоюза нужно усилить работу на местах, в регионах?

Вообще-то центральный аппарат профсоюза мы формируем для работы не на местах, а, прежде всего, для обслуживания центральных органов управления – Российского совета, его президиума и Председателя профсоюза. Конечно же ситуация на местах в какой-то степени зависит от качества работы центрального аппарата. А качество это определяется, в первую очередь глубиной анализа и проработки вопросов, вносимых на рассмотрение органами управления, от подготовки проектов решений, носящих не формальный характер, а четко определяющий: что нужно сделать, как это сделать, кому и в какие сроки. Формализм на местах прямо пропорционален формализму центрального аппарата.

Недавно Вы организовали выезд комплексной бригады в Чайковский муниципальный район. Чем подобные мероприятия помогают профсоюзу? Не оказывается ли им противодействие со стороны руководства предприятий?

Выезд комплексных бригад из профсоюзных руководителей и специалистов в муниципальные районы края это давнишняя практика, вполне оправдывающая себя. Осуществляется ежемесячно в плановом порядке по согласованному графику. Работа комплексной бригады начинается со встречи с главой муниципального образования, его заместителями, курирующими социальный блок, депутатами Земского собрания, в большинстве случаев на этих встречах присутствуют руководители предприятий, определяющих экономику района, и, естественно, профсоюзный актив. Эти контакты носят не формальный характер. Живое обсуждение проблем развития инфраструктуры района, проблем отдельных коллективов или групп населения не проходят даром. Каждая из сторон чего-то позитивного получает. Помимо этих встреч с районной властью специалисты профсоюзных органов оказывают практическую помощь первичным организациям, консультируют членов профсоюза. Польза есть. Сказать, что все выезды проходят гладко, наверное, это желаемое выдать за действительное. Противодействие профсоюзам в глубинке то же присутствует.

В ходе октябрьской конференции, в работе которой Вы принимали участие, были подведены итоги реализации Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда в Пермском крае. О какой напряженности идет речь и какие способы были предложены для ее преодоления?

Начало кризиса на рубеже 2008-2009 годов ознаменовано массовыми сокращениями. Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда была направлена на решение главной задачи – предотвратить неконтролируемый рост безработицы, по возможности сохранить социальную стабильность и максимально помочь тем, кто лишился дохода к существованию. Решение этой задачи требовало усилий всех сторон – власти, работодателей, профсоюзов. Конференция проводилась не для отчета, кто и что сделал или не сделал, а, прежде всего, какие уроки мы получили и над какими проблемами надо работать в будущем.

На первый план выходит решение проблемы сбалансированности потребностей работодателей в рабочих специальностях и невостребованности рабочих профессий. Опережающее обучение оказалось малоэффективным из-за постоянно меняющихся потребностей работодателей. Общественные работы сыграли положительную роль в стабилизации ситуации, но мы должны понимать, что государство не может и не должно брать на себя долгосрочное финансирование работ по исполнению муниципальных полномочий. Содействие самозанятости безработных не должно быть кампанейским. Необходима синхронизация системы высшего образования и рынка труда в «архаичном» российском обществе. Примитивное понимание бизнесом социальной ответственности и неразвитость кадровой политики в организациях, склонных к «жесткому» ведению бизнеса. Перечень факторов, влияющих на занятость и напряженность на рынке труда, можно продолжать до бесконечности, суть не в их количестве. Для профсоюзов гораздо важнее правильно понять и оценить главные тренды в развитии трудовых отношений. Можно до хрипоты в горле противостоять аутсорсингу, заемному труду, ужесточения требований к персоналу, расширению законодательства в пользу работодателей, результат то предсказуем. Мы сегодня должны решить для себя, какой тактики и стратегии будут придерживаться профсоюзы лет через 10-15, идём мы вместе или каждый будет «тянуть одеяло на себя».

На территории Пермского края находится 15 моногородов. Известно, что они испытывают серьезные проблемы. Государство то вкладывает в них деньги, то заявляет об их полной нерентабельности. Руководство НГСП в лице Председателя Льва Миронова выступает за безоговорочную поддержку моногродов. Ваше отношение к данной проблематике, а также считаете ли вы действия руководства профсоюза в этом вопросе правильными и достаточными?

Проблемы моногородов особенно обострились в условиях кризиса. Социальная напряженность в этих городах с осени 2009 по весну 2010 годов доходила до предела. Стихийные митинги и пикеты в моногродах Пермского края не были редкостью. Появление государственной программы поддержки моногородов то же не случайность. В эту программу от Пермского края вошел единственный город, город Чусовой – город металлургов. Понятно, что решение проблемы моногородов государство будет всячески перекладывать на плечи региональной власти. Форум по проблемам моногородов, проведенный в марте этого года в г. Чусовом по инициативе Горнометаллургического профсоюза, был направлен прежде всего на привлечение внимания органов исполнительной и законодательной власти в Пермском крае к разработке региональной программы с широким участием профсоюзов.



Посмотреть пресс-портрет:

 

РК 2014
 

Нужно ли приватизировать "Роснефть"?