Новости [транспортировка]

Криминал на нефтепроводах угрожает экономической безопасности страны

11 марта 2020 г.

Государство своими руками способствует созданию мощных криминальных организаций по воровству нефти и топлива из магистральных трубопроводов, обладающих колоссальными финансовыми ресурсами − говорится в докладе Института развития топливно-энергетического комплекса (ИРТТЭК) «Криминал на нефтяной трубе: воровство уменьшается, но становится всё изощрённее». Причины – несовершенство законодательства и либеральная правоприменительная практика.

Несмотря на все усилия правоохранительных органов и охранных подразделений транспортников, число врезок в магистральные трубопроводы, особенно в нефтепродуктопроводы, последние шесть лет снижается недопустимо медленными темпами. В ряде регионов вокруг воровства топлива сложились крупные криминальные группировки, имеющие устойчивые связи в МВД, прокуратуре и судах.

Во всем мире сам факт повреждения трубопровода считается серьезным преступлением. В большинстве стран за криминальные врезки дают сроки до 15 лет. В Китае – вплоть до смертной казни. По этой причине в Европе и том же Китае проблемы врезок практически не существует. В России же суды отпускают топливных воров с условными сроками даже при доказанном факте врезки в трубопровод. Это лишает правоохранительные органы стимулов расследовать криминальные врезки.

 

Регионы-лидеры по числу криминальных врезок в МНПП в 2018-2019 гг.
 

Регион

Число криминальных врезок

 

2018 г.

2019 г.

Московская область

31

48

Ленинградская область

20

18

Челябинская область

14

14

Нижегородская область

10

15

Пензенская область

5

13

Самарская область

10

8

Рязанская область

9

8

Тульская область

5

9

Владимирская область

2

8

Новгородская область

3

5

 

При этом во всех единичных случаях наказания с символическими сроками его получают лишь простые исполнители, а вся цепочка от исполнителей до заказчиков и покровителей так и остается нераскрытой. Для топливных ОПГ их криминальный бизнес практически безопасен, поэтому они могут позволить себе многомиллионные траты на оборудование для устройства и эксплуатации врезок. Длина некоторых отводов, построенных с помощью установок горизонтального бурения, достигает нескольких километров, а сам шланг может залегать на глубине свыше десятка метров. Управление многими врезками автоматизировано. Открытие и закрытие задвижки производится дистанционно при помощи приложения для мобильного телефона. Точки сбора оборудованы веб-камерами, работающими в режиме он-лайн.

Неэффективность борьбы с катастрофическими масштабами криминального бизнеса по врезкам в нефте- и нефтепродуктопроводы связана с непонятной медлительностью Госдумы по внесению необходимых поправок в законодательство и с либеральной к топливным ворам правоприменительной практикой. Если в 2019 году было обнаружено 143 врезки, из которых по 115 были возбуждены уголовные дела, из них лишь 9 дел дошло до суда, а в итоге привлечено к уголовной ответственности всего 9 человек по 4 делам!

Пока отсутствует реальное наказание за врезки в трубопроводы, криминальный топливный бизнес крепнет, расширяется география деятельности преступных группировок, с каждым годом растет оборот контрафактного топлива, угрожая своими масштабами экономической и социальной стабильности государства, делают вывод авторы доклада.

Полный текст доклада

368 просмотров
0 комментариев (+добавить)

Подписка на новости

Будут ли реализованы все идеи президента, озвученные в послании Федеральному собранию?