Нефть Газ Туркменистана 20-22 ноября 2018

Персоны

Тимченко Геннадий Николаевич

Глава компании Gunvor

Информация обновлена: 02 апреля 2010 г.

Геннадию Тимченко 57 лет, он выходец из семьи военного. В школу Геннадий Тимченко пошел в ГДР (отсюда — прекрасный немецкий), но заканчивал ее уже в СССР.

 

В 1970-м Тимченко поступает в Военмех — Ленинградский механический институт. Вуз непростой: работает на оборонку, среди выпускников немало представителей элиты (например, Владимир Якунин и глава администрации президента Сергей Нарышкин). С 1982 года Тимченко служил в ленинградском представительстве Министерства внешней торговли СССР, его соседом по конторе оказался Андрей Катков. Они сдружились во время перекуров. Там же, в курилке, Тимченко встретил Евгения Малова.

 

Звездный час наступил 1 января 1987 года: СССР разрешил 70 крупным предприятиям страны самостоятельно проводить внешнеторговые операции. Стараниями Тимченко, Малова и Каткова в список попало предприятие "Киришинефтеоргсинтез" (на базе НПЗ в городе Кириши Ленинградской области). При нем было создано экспортное предприятие "Киришинефтехимэкспорт" (позже Кинэкс), которое и возглавили трое приятелей. В 1990 году у них появляется четвертый партнер: бывший офицер КГБ Андрей Панников. Он создает СП "Юралс", а Тимченко и компаньоны переводят туда все экспортные потоки подконтрольной им компании.

 

В 1991 году "Киришинефтехимэкспорт" получил от властей Ленинграда экспортную квоту на 150 тысяч тонн нефтепродуктов, в обмен город должен был получить продовольствие. Это была одна из многих бартерных сделок, организованных Комитетом внешнеэкономических связей (КВС) мэрии, которым тогда руководил Владимир Путин.

Продукты по ряду контрактов не пришли, и Ленсовет начал расследование, пояснил "Огоньку" бывший председатель Ленсовета Александр Беляев. Выяснилось, что коммерсанты нефтепродукты по квоте вывезли, но товар для города покупать не стали, говорит Беляев. Сам Тимченко утверждает, что не имел к той сделке никакого отношения, и выражает уверенность: компания выполнила все обязательства перед городом.

 

Сотрудничество "Киришинефтехимэкспорта" и КВС продолжалось: в 1992 году они и "Юралс" учредили компанию "Золотые ворота" для строительства терминала в Санкт-Петербургском порту. Затея не увенчалась успехом, но, судя по всему, именно благодаря ей Геннадий Тимченко познакомился с Владимиром Путиным.

 

 

С 1991 года Тимченко работал в финском подразделении СП "Юралс", чуть позже оно сменило название на International Petroleum Products Oy (IPP Oy), а в 1995 году Тимченко возглавил IPP. Позже партнеры приватизировали созданный по их инициативе "Кинэкс".

Ключевым партнером компании в регионе стал "Сургутнефтегаз", которому отошел Киришский НПЗ.

— Тимченко построил свой бизнес на уникальном альянсе с директором "Сургутнефтегаза" Владимиром Богдановым,— говорит бывший замминистра энергетики Владимир Милов.— Богданов сидел в Сургуте, ему был нужен оборотистый человек, который вместо него будет бегать по Европе. Тимченко был подходящей кандидатурой: у него были хорошие контакты в Питере, особенно в сфере внешних связей, в эстонских портах, в Финляндии.

 

В конце 1990-х интересы партнеров по "Кинэксу" расходятся: Тимченко, по его собственным словам, настаивал на развитии трейдинга, а вот интерес Малова и Каткова к международной торговле угас. В итоге Тимченко вместе со шведом, бывшим трейдером BP Торбьорном Торнквистом создал еще одну компанию по торговле нефтепродуктами — тот самый Gunvor.

 

Но настоящий прорыв в работе Gunvor пришелся на середину нулевых. Если в 2004-м оборот компании был примерно 5 млрд долларов, то к 2007 году счет шел на десятки миллиардов.

— В 2003 году мы увидели, что рынок открывается, и решили рискнуть,— говорил в свое время Торбьорн Торнквист.

Рынок и правда открывался: дело ЮКОСа привело к переделу экспортных потоков — государственная "Роснефть" получила месторождения ЮКОСа, и, как когда-то Богданову, ей нужен был трейдер, способный продать всю эту нефть. Тимченко опять оказался в нужном месте в нужное время.

 

 

Тихий миллиардер

О личной жизни Геннадия Тимченко известно немного: он гражданин Финляндии, супругу зовут Елена, у них — две дочки и сын. Дочери учатся в Великобритании, сын — в Женеве. Родители Геннадия Тимченко до последнего времени жили в Петербурге.

 

Супруга Геннадия Тимченко, Елена, если верить документами, принимает участие в некоторых бизнес-проектах мужа, в частности помогает управлять двумя отелями во Франции, а также руководит в Женеве благотворительным фондом, который, по словам предпринимателя, призван стимулировать "обмены между Швейцарией и Россией в области культуры, науки и образования". Известно, что фонд спонсировал выставку, посвященную русской литературе. Сам предприниматель роль супруги в бизнесе комментировать отказался.

В интервью швейцарскому журналу Bilan, втором в своей жизни, Геннадий Тимченко признавался, что ведет скромный образ жизни: ездит на Smart, личного самолета не держит, предпочитая пользоваться корпоративными бортами. В общей сложности Тимченко проводит в перелетах около 500 часов в году, за что, по его собственным словам, получает нешуточный втык от дочерей: самолеты, по их мнению, выбрасывают слишком много углекислого газа.

 

Тимченко, как положено бизнесмену, филантроп: он помогает восстанавливать церкви под Питером. Так, в середине 1990-х Тимченко спонсировал восстановление церкви в поселке Суйда. Прихожане вспоминают, что Тимченко не скупился на храм — жертвовал, сколько было нужно, но тщательно контролировал расходы, поддерживая связь из Финляндии.

Прихожанам удалось лишь раз встретиться со своим благодетелем, когда тот приезжал в Петербург на турнир по теннису. Тимченко был окружен кордонами охраны и пробиться к нему было непросто, вспоминают они и добавляют: "Интересный, высокий мужчина, спортивного телосложения, но очень занятой".

 

Тимченко увлекается теннисом и парусным спортом. Он признается, что со многими из своих партнеров познакомился именно на теннисном корте. Компания Тимченко IPP спонсирует в Финляндии турнир IPP Open. Тимченко — спонсор яхтенной команды "Катюша", выступающей на парусных гонках RC44. В тех же гонках участвует и команда Artemis Торбьорна Торнквиста. Эти команды вошли в RC44 в прошлом году и, по словам представителя гонок Бернара Схофера, сразу заняли первые места. При этом Торнквист, в отличие от Тимченко, сам управляет яхтой. 

 

 

 

 

Подписка на новости

2018 1
 

Сколько будет стоить биткоин к концу года?