Каким вы видите российский нефтяной рынок? В чем его проблемы?
Мы пришли на российский рынок, поскольку здесь огромный потенциал, это рынок информации, проектов и идей. В России люди компетентны, здесь нет формального подхода к профессиональным вещам. Проблема российского рынка в основном в том, что он достаточно консервативен. Одна из самых важных тем в нефтяной промышленности сегодня — отходы от добычи и переработки. Это то, что, в конечном итоге, определяет экологию страны. Нефтяные шламы образуются на каждом этапе переработки нефти, и ни для кого не секрет, что годами накопленные миллионы тонн залежей разбросаны по всей территории России. Стихийные разливы и результаты аварий, отходы от добычи и перевозки нефтепродуктов — все это формирует одну из глобальных проблем государства, решение которой уже невозможно откладывать. Стране грозит экологическая катастрофа.
Решение экологических проблем требует больших затрат от производителей нефти. Каким образом можно стимулировать НПЗ тратить деньги?
Предлагаю рассмотреть ситуацию с другой стороны: нефтяные шламы — это не только грубые экологические, но также и макроэкономические потери государства. Будем реалистами, человечество еще не придумало возможности отказаться от использования нефтепродуктов. Прилагаются гигантские усилия по развитию технологий добычи, вычерпываются недра России, чтобы добыть сотни тонн углеводорода, а одновременно идет параллельный процесс «губительной утилизации», когда миллионы тонн нефтяных шламов закапываются в землю в виде отходов. Эти отходы — источник ценного химического сырья! В землю закапываются потерянные для промышленности углеводороды, которые в дальнейшем уже невозможно будет восстановить, а параллельно с этим уничтожается природа, за которую мы несем ответственность перед нашими детьми. Сегодня в России лежат сотни миллионов тонн углеводорода, выхлопы СО2 портят атмосферу, они способствуют пожароопасной обстановке и способны уничтожить все живое в таких уникальных заповедниках России, как, например, Сибирь.
Существует множество технологий переработки и утилизации нефтезагрязнений. Но дело не в количестве, а в качестве. Отдельные технологии решают отдельные задачи. При этом, что происходит в комплексе? Каким технологиям отдают предпочтение? На всем постсоветском пространстве бытует мнение, что лучше сделать дешевле. Всем известно, что не редко в тендере побеждает цена. Но дешево не синоним слову «качественно». Прописная истина — нельзя сэкономить на критически важных для бизнеса вещах, а в нашем случае это инвестиции в разработки и технологий.
Какова экономика процесса?
То, что изначально делается плохо, на практике оказывается дорого и некачественно, наносит огромный вред окружающей среде, урон государству и самим нефтяным компаниям. Потому что они не досчитываются того углеводорода, который ушел в отходы, и вместо того, чтобы предложить немного усилий по переработке, — продукт снова закапывают в землю. Возникает такой своеобразный и абсолютно неправильный «круговорот углеводорода» без достижения реального результата. На выходе — «недобытый углеводород» и тысячи миллионов гектаров зараженной земли, непригодной для животного и растительного мира. С экономической точки зрения такой круговорот стоит очень дорого и это, в итоге, соизмеримо с надежной технологией, обеспечивающей добросовестный процесс и способной направить углеводород не в землю, а в промышленность.
Давайте я приведу пример. Процесс переработки 1 гектара по старым технологиям (а это значит, закопать трактором с торфом) занимает все свободное летнее время, а результат — надежда, что в течение 5 лет почва восстановится. Такая «переработка» стоит от 3 до 4 тысяч рублей за гектар. И дает очень сомнительный результат. В то же время сделать хорошо с использованием надежной западной технологии стоит 5 тысяч. А иногда (при умелом подходе) и те 4 тысячи, если нефтяные компании поддерживают эти начинания. Важно помнить о том, что надежная технология переработки позволяет, кроме всего прочего, выделить углеводород, тогда как в первом случае он просто закапывается. В результате есть чистая прибыль. Обладая надежной технологией 60% содержания того, что закапываете в землю, можно переработать и снова отдать в промышленность. Это практически чистая нефть.
Что лежит в основе вашей технологии?
B тот момент, когда мы начинаем говорить о модернизации, очень важно затронуть критически важную тему — есть технологии, которые способны сделать эту отрасль еще более прибыльной. Я знаю такие технологии, и я знаю, насколько они эффективны. Извлечь из отходов углеводород и вернуть его в промышленность. Природа скажет нам спасибо.
Мы в Man Oil Group создали автоматизированную технологию, которая способна переработать загрязнения любой сложности. Наше оборудование — это мобильные модульные мини-заводы, которые обеспечивают в промышленном режиме извлечение и переработку различных нефтешламов со скоростью 15 м3 в час. Это позволяет вернуть в промышленность углеводороды, на которые уже никто не рассчитывал. Наша технология позволяет выделить до 95% углеводородов из нефтешлама. Для обеспечения экологической безопасности в наших лабораториях разработано уникальное вещество, позволяющее эффективно отделять углеводороды от имеющихся в нефтешламе твердых веществ и воды. Сегодня мы единственная компания на российском рынке, которая может осуществлять весь комплекс работ по переработке нефтешлама. После нашей переработки остаются три продукта: вода, товарный углеводород и так называемые механические примеси, то есть земля с определенным процентом углеводородов. Мы перемешиваем ее с разработанным нами веществом и раскладываем на обычный грунт. При этом активизируются существующие в почве аборигенные микроорганизмы, которые просто «съедают» остатки углеводородов. После этого в кратчайшие сроки земля становится чистой. Во всем мире нефтяные шламы уже давно не отходы, а источник ценного сырья — товар с реальной рыночной ценой. Здесь в России — это просто мусор, который лежит на пока еще дешевой земле. Важно осознать, что шламы надо не просто утилизировать, а перерабатывать в продукты нефтехимической промышленности. В Европе такие технологи уже работают. Man Oil Group пришла на российский рынок, чтобы сделать здесь революцию, показать не просто что-то очень хорошее, а принципиально новое.
Какие перспективы вы видите в России?
Обратимся к фактам — Министерство природных ресурсов и экологии РФ подтверждает, что объемы экономически выгодных запасов природных ресурсов существенно завышены. Государство вынуждено признать, что в стране, активно развивающей нефтяную отрасль, есть серьезные проблемы, связанные с утилизацией нефтяных отходов. Всем известно, что срок технических и технологических возможностей нефтегазового комплекса, который создавался еще в советский период, заканчивается. С другой стороны, в России ежегодно образуется более 3 млн нефтешламов, 100 млн уже накоплено. Я предлагаю посмотреть на нефтеперерабатывающую отрасль шире, принять тот факт, что единственный способ избежать экологической и экономической катастроф — возвращать в промышленность углеводородные соединения, причем делать это максимально возможным экологически чистым способом.
Премьер-министр России Владимир Путин выступил с инициативой увеличения экологических штрафов. Руководство страны остро чувствует проблемы в сфере обеспечения экологической безопасности. В России очевидна положительная тенденция и видны усилия, направленные на то, чтобы исправить ситуацию в кратчайшие сроки. Модернизация отрасли уже началась и серьезные перемены — это уже вопрос времени. Для того, чтобы оставаться при этом успешным важно модернизировать свой взгляд на отрасль. И одним из первых шагов признать, что нефтешламы — уже давно не отходы, а ценное химическое сырье, важно начинать с ними работать. Лидеры современной нефтяной индустрии это понимают прекрасно, и сейчас важно, чтобы те, кто принимает решение на местах, все больше поворачивались в сторону этой проблемы.
Справка Геннадий Ман — президент швейцарской компании Man Oil Group. Компания Man Oil Group обеспечивает комплексную переработку нефтешламов и нефтезагрязненных почв в промышленных масштабах с последующей биоремедиацией отходов. Cтратегия компании — быть лидером в области технологий CLEAN-TECH как в СНГ, так и на европейском рынке. Дочерние компании Man Oil Group расположены в России, Украине, Казахстане и Азербайджане. Технологические решения и реагенты, которые участвуют в процессе утилизации, разработаны специалистами Man Oil Group при участии партнеров в России, Украине и Швейцарии. Индивидуальные решения создаются на базе собственной сети научных лабораторий и единого исследовательского центра компании в Швейцарии.
© ООО «Нефтегазпресс» 2011-2022